Труд как награда. Так считает учитель отделения декоративно-прикладного искусства
Нарочского филиала Вилейской детской школы искусств Валентина Бедрицкая. С сентября
она работает в Нарочской школе.
Но огромный опыт работы с детьми, который есть у этой женщины, уже позволил ей
организовать даже непоседливых первоклашек. И, представьте, они старательно
клеят аппликации из кусочков бумаги или скрученных салфетных шариков.
В преддверии новогодних праздников Валентина Ивановна организовала вместе с ребятами мастерскую Деда Мороза. Из подручных материалов дети уже сделали коллекцию шариков и принялись мастерить ёлки и открытки – сувениры для родных и близких.
– Я учу ребят создавать сувенирные поделки из самых простых материалов. Цветная бумага, клей и усидчивость творят чудеса, – рассказывает педагог.
И, действительно, усидчивости современным детям не хватает, как и пальчикам их, привыкшим к экранам смартфонов и планшетов, нужна зарядка. Как известно, развитие ребёнка «на кончиках пальцев». Поэтому в современном мире детское декоративно-прикладное творчество является не только способом эстетического воспитания личности, но и методом развития мелкой моторики, а значит, общего психофизического развития ребёнка.
Валентина Бедрицкая говорит, что, как правило, вначале ребятам начальных классов довольно сложно даётся аппликация – всё-таки она требует сосредоточения. Но через несколько занятий ситуация меняется.
– Дело в том, что на втором занятии у нас уже виден результат – на картонке появляется образ. И вот видимая результативность своих усилий и поддерживает деток. Тогда уж им непременно хочется довести дело до конца, – рассказывает Валентина Ивановна, листая папку с работами своих воспитанников. Она знакомит ребят со многими техниками аппликации: рваная и резаная мозаика, крупяные картины, составление композиции из подготовленных элементов (например, вырезанных бумажных детских ладошек). Рисование оттиском листочка, пальчиками и прочее.
Пока мы общаемся, дети увлеченно клеят кусочки бумаги на картон, а Валентина Ивановна успевает еще и подсказать им, что делать. Видно, что дети относятся с уважением к ней.
– Никакого секрета нет, просто я стараюсь идти за ними, за их идеями. Часто они что-то подсмотрят в интернете – хотим так. И мы начинаем придумывать, как можем из подручных средств сделать подобное, – говорит женщина.
Она по образованию учитель английского и испанского, но жизнь так распорядилась, что по специальности она почти не работала. 34 года отдала школе-интернату, из которых 23 года – по совместительству в центре дополнительного образования детей и молодежи, где и занималась прикладным творчеством. После выхода на пенсию некоторое время была воспитателем в саду. Потом ей предложили поработать в Нарочи.
– В юности я никогда не думала, что умею рисовать. Это проявилось внезапно, нужно было оформить новогодний плакат в детском саду, где я работала после окончания института. Оказалось, что я владею кистью, с этого и началось моё увлечение декоративно-прикладным творчеством. Сегодня я расцениваю свою работу с детьми как награду. Дело не только в прибавке к пенсии, дело в том, что я занимаюсь любимым делом – творчеством и детьми, – говорит Валентина Ивановна.
Нарочская детская школа искусств была создана в 1983 году. Здесь работают отделения: народное (баян, аккордеон), струнно-смычковых инструментов, фортепиано, декоративно-прикладного искусства. В настоящее время тут занимаются 61 ребёнок. Есть филиал школы в Шиловичах.
Ирина ТРУБАЧ/Фото Вероники СТАТИНО