Ярко-жёлтый автобус на стоянке школы №1 заметно выделяется даже в декорациях золотой осени. Управление по образованию, спорту и туризму райисполкома получило его в ходе реализации социально значимой программы «Школьный автобус», которая предусматривала приобретение в течение 2013-2017 годов за счёт средств ОАО «Банк развития Республики Беларусь» более 300 единиц специально оборудованных автобусов для обеспечения подвоза детей в сельской местности к местам обучения и обратно. Вот уже третий год за рулём этого автобуса Виктор Тикото, каждый день он преодолевает 200 километров ответственности, перевозя юных пассажиров по дороге к знаниям.
Имея тридцатилетний водительский стаж, Виктор Зенонович сменил профессию, пересев в автобус с грузового МАЗа. И то, и другое – крупногабаритный транспорт, но ответственность при управлении отличается в разы. Какой бы ценный не транспортировал груз ранее, разве он сравнится с перевозкой детей? Имея дело с юными пассажирами, следует быть не просто опытным и очень аккуратным водителем, но и внимательным и наблюдательным человеком. Виктор Тикото всем перечисленным критериям соответствует, имеет и ещё один «козырь» – ни одного нарушения Правил дорожного движения, и на личном авто в том числе, за долгие годы. Говорит, даже одно «письмо счастья», которое современные водители воспринимают как сущий пустяк, полученное в течение последних трёх лет, не позволило бы ему заниматься перевозкой детей.
– С утра прохожу медицинскую комиссию, получаю допуск. Затем забираю сопровождающего – кого-то из педагогов, и вместе уже отправляемся по деревням. Первый маршрут: Комары – Осиповичи – Илищевичи – Шиловичи, – по полочкам раскладывает распорядок рабочего дня Виктор Зенонович. – По возвращении в Вилейку подвозим детей не только к первой школе, но также к третьей, шестой, гимназии №2 и саду №11. Утром с подвозом помогает автобусный парк, на развозке уже справляюсь сам: сначала первую смену, потом вторую. В день около 200 километров проезжаю. А в выходные и во время школьных каникул «отклоняемся» от привычного маршрута – ездим на различные экскурсии.
– Сами-то экскурсии посещаете?
– В первый раз – обязательно. А если был на ней совсем недавно, остаюсь в автобусе: то прибраться нужно, то ещё что-нибудь. Ну а где не был – всегда иду. Театральные представления, например, ни одного не пропустил, у меня уже даже свой подставной стульчик есть. Учусь вместе с детьми.
А ещё Виктор Зенонович сам учит детей …соблюдению чистоты и дисциплине. В первое время, признаётся, всякое было: и семечки в салоне втихаря ели, и жвачки с огрызками от яблок оставляли. Сейчас в автобусе – чистота и порядок, о том, что в обязательном порядке необходимо пристегнуться, тоже ребятам напоминать не приходится. С детьми нужно дружить, уверен водитель, а ещё ставить себя на их место: «Вспоминаю, что сам в их возрасте не всегда отличался примерным поведением. На то они и дети – чтобы иногда выйти за рамки и немного пошалить».
Дядя Витя – так называют его школьники, и нет в таком обращении ни грамма фамильярности. Ребята искренне считают его своим, близким человеком. И правда, разве будет кто-то чужой ночами сидеть в интернете, скачивая интересный мультфильм, чтобы потом принести его на флешке и включить детям, тем самым разнообразив привычный маршрут в школу? Для Виктора Зеноновича – это обычное дело. Уже и «Ну, погоди!» все выпуски пересмотрели, и «Том и Джерри», и «Маша и Медведь»… Главное, весёлый сюжет и необязательное звуковое сопровождение. А мультфильмы любят все, улыбается водитель, и младшие школьники, и старшие, и даже сопровождающие учителя.
Следуя инструкции, водитель должен высадить пассажиров на месте, откуда забирал. Однако школьный автобус под управлением Виктора Тикото в одном населённом пункте делает и по 2-3 остановки:
– Стараюсь остановиться в начале деревни, посередине и в конце – чтобы меньше шли по дороге вечером. Вот в Шиловичах, например, отсутствуют пешеходные дорожки, дети идут по проезжей части. Я сам – отец, и не хотел бы, чтобы мой ребёнок шёл по дороге через всю деревню в тёмное время суток. За два года работы уже знаю, где живёт каждый мой пассажир, вот и стараюсь высадить максимально близко к дому. Ну и, конечно, в дождь или мороз тоже жалко деток.
Виктор Зенонович отвечает за безопасность в пути и переживает за неё вне транспортного средства. Отмечает, что, увы, на дорогах ярко-жёлтый автобус особым уважением не пользуется. Некоторые, правда, моргнут, уступят, дядя Витя в ответ их аварийкой поблагодарит. А иной и подрезать может или начать нетерпеливо сигналить, когда школьный автобус собирает за собой колонну – а он то и при желании большую скорость развить не может, по техническим характеристикам установлен максимум в 60 километров.
– Бывает, в деревне высаживаю детей, на остановке автоматически включаются проблесковые маячки, но многие на них абсолютно никакого внимания не обращают. Смотришь в зеркало – как неслись на космической скорости, так и продолжают лететь, не задумываясь о том, что просто случайно сейчас из-за автобуса на дорогу может выбежать ребёнок, – вздыхает Виктор Зенонович. – Да что там деревня, если здесь, в городе, ограничение «40», пешеходный переход, два учреждения образования рядом – школа и колледж, а такого вождения насмотришься…
На телефоне Виктора Зеноновича срабатывает будильник – напоминание, что нужно выезжать в очередной рейс, ребята ждут школьный автобус.
Марина ПУЦЕЙКО/Фото автора