Она дарит детям тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Она счастлива от осознания того, что занимается любимым делом. Она – волшебница, открывающая малышам удивительный новый мир. Она одна может одеть и накормить 20 мальчишек и девчонок, при этом объяснит, что хорошо и что плохо, поиграет, пожалеет, похвалит… Она – воспитатель и по совместительству – вторая мама для многих деток, посещающих детский сад. Знакомьтесь – Наталья Горник, которой вот уже 30 лет родители доверяют самое дорогое и бесценное – своих детей.
А ведь судьба и профессиональный путь Натальи Ивановны могли сложиться совсем иначе. В юности она совершенно не думала о работе воспитателя, в смелых мечтах видела себя известным модельером или дизайнером интерьеров. На землю возвращало осознание, что профессии эти в то время (80-е годы) не были распространены, и вопрос трудоустройства тоже мог долго оставаться открытым.
– И вот я заканчиваю 10-й класс и понимаю, что не знаю, куда хочу идти учиться, – вспоминает Наталья Ивановна. – А тут мама приносит направление из отдела образования. Училась я хорошо и с этим направлением прошла даже без экзаменов. Так, благодаря маме, получила любимую профессию, в которой смогла реализовать себя и как модельер, и как дизайнер.
Первым местом работы молодого специалиста стал детский сад №6. Два года Наталья Ивановна отработала там, а затем перевелась в новый, только построенный 12-й сад, куда набирали молодой комсомольский коллектив. Оттуда ушла в отпуск по уходу за ребёнком, выходить из которого было уже некуда: после объединения двух садов «декретниц» вывели из штата. Но по счастливой случайности появилась вакансия в 10-м саду, где Наталья Горник с 1996 года и работает по сей день.
– Набрала ясельную группу, отвела её год и опять ушла в декретный отпуск, а когда вернулась, стала работать в первом классе на базе нашего сада, – восстанавливает трудовую хронологию Наталья Ивановна. – И вот два года назад я снова взяла деток в яслях, которых надеюсь провести по всем ступенькам детского сада. Можно сказать, это мой первый опыт работы с такими малышами уже в зрелом возрасте.
Работа в яслях напоминает мастерство искусного гончара, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. А затем начинается волшебство – воспитатель заполняет этот сосуд добром, теплом, творчеством, знаниями и навыками. Работая с разными возрастами, Наталья Ивановна замечает, что в каждом из них есть своя изюминка. Да, в яслях работа более ответственная, иногда нужно набраться терпения и применить все знания, приёмы и методы, чтобы помочь маленькому человечку адаптироваться в совершенно новой для него социальной среде. Но когда малыш, который ещё недавно плакал, не отпуская маму, идёт к воспитателю на руки и тянется к нему, как к родному человеку, это ли не награда? Взрослея, дети не перестают удивлять, какие они прекрасные, любопытные, порой – смешные, в определённых ситуациях – внимательные и заботливые. Каждый из них по-своему уникум, со своим характером и настроением, талантом и непредсказуемостью. И каждый из них, покидая детский сад, уносит с собой частичку души Натальи Ивановны. А при встрече, даже через много лет, улыбаются той знакомой, до укола в груди, улыбкой, которой когда-то одаряли любимого воспитателя.
– Каждого ребёнка пропускаешь через сердце, переживаешь, если у него что-то не получается, волнуешься, когда заболеет, и искренне радуешься каждому достижению и маленькой победе, – делится своими чувствами воспитатель. – Со временем срастаешься с детьми, начинаешь думать вместе с ними, удивляться и восхищаться, как они. Всё – они уже мои дети.
– Наталья Ивановна, а вы сами чему-нибудь учитесь у детей?
– Конечно, каждый день. А ещё я с ними молодею, не зря ведь про воспитателей говорят, что они «консервируются» в детском саду. Ещё бы, если и в 30, и в 50 лет нужно быть и куклой, и клоуном, и снежной бабой… Единственное, о чём жалею в своей работе, что не завела дневник, чтобы записывать шикарные высказывания детей, иногда такие перлы выдают.
– Когда было сложнее работать: 30 лет назад или сейчас?
– Наверное, первые годы работы всегда сложные. Я вспоминаю, как мне было неловко, когда родители воспитанников, старше меня порядочно, обращались ко мне по имени-отчеству. В моей первой группе было 30 человек по списку, и все 30, один в один, каждый день ходили. А теперь представьте, каково было мне, 19-летней, неопытной, вывести их всех на улицу, к примеру. Если же сравнивать саму организацию работы, то она, конечно, имеет различия. В то время детский сад был больше схож со школой – стояли столы, и дети как школьники по 2 человека сидели за ними. Сейчас же наши занятия проходят в игровой форме. И если Вы спросите дома ребёнка, чем он занимался, он так и ответит – играл.
– А если сравнивать детей?
– А дети не меняются. Вот сейчас в группе есть дочка моего воспитанника – Камилла, когда смотрю на неё, столько черт её папы вижу. Дети они и есть дети. Единственное, что современные мальчишки и девчонки сейчас очень зависимы от всевозможных гаджетов. Если положить рядом новую игрушку и мобильный, большинство, к сожалению, выберет телефон. Нужно постараться, чтобы заинтересовать нынешних детей.
– Расскажите о Ваших нынешних воспитанниках?
– Нынешние – самые лучшие, всегда так. Я вспоминаю одну группу, в прошлом году они уже окончили школу, когда выпускала этих деток, плакала и говорила, что таких хороших у меня уже не будет. А сейчас смотрю на моих детей и думаю, так вот же они – самые лучшие, самые любимые, самые-самые. Вообще нынешняя группа – какие-то особенные дети. Девочки очень артистичны, они постоянно в каком-то сюжете, мне это так нравится. А мальчишки все как на подбор техники и конструкторы. А ещё… раньше я как-то не обращала на это внимания, а сейчас мне не хочется быть для них Ивановной. Мне так тепло, когда они просто говорят – Наташа…
Она связала свою жизнь с великим и прекрасным делом. Она научилась смотреть на мир глазами детей и восхищаться вместе с ними пустяками. Она – Воспитатель с большой буквы, к которой с улыбкой и радостью идут наши дети, и которой бесконечно за заботу, любовь и внимание благодарны мы – родители воспитанников нынешней средней группы №5. Спасибо Вам, Наталья Ивановна! И ещё раз – с прекрасным красивым юбилеем!
Марина ПУЦЕЙКО/Фото автора