Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Воспитание потребителя

Ежегодно в общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей» обращается около 20 тысяч человек. Оказывая им консультативно-правовую и экспертную помощь, объединение выполняет и просветительскую функцию.

Сегодня это – важнейшее направление деятельности организации, взявшей на себя ответственность защищать права потребителей разных услуг. И одним из проектов, направленных на воспитание ответственного потребителя, является работа общественных приёмных. В минувший четверг такая приёмная во главе с председателем «БОЗП» Анной Суша работала на базе УП «Вилейский водоканал».

Встреча получилась действительно интересной, поскольку её участники (работники водоканала) в повседневности являются потребителями различных товаров и услуг и в то же время сами ежедневно оказывают услуги населению по водообеспечению и водоотведению. Ну, а население, в свою очередь, эти услуги далеко не всегда оплачивает. И речь идёт не о десятке или даже сотне неплательщиков – их гораздо больше.

– Оплата за товар или услуги должна производиться согласно прейскурантам и нормативам. Это – ответственность каждого, кто приобретает тот или иной товар, – подчеркнула Анна Суша. – Вся беда в том, что люди разделяют понятия товар и услуга. Мы привыкли, что товар мы не получим, пока не заплатим за него. А многие услуги оказываются авансом, и оплачивать их безответственные граждане не торопятся.

– Но зачастую приходится слышать, мол, не будем оплачивать, поскольку услуга низкого качества, к примеру, грязная или недостаточно горячая вода…

– За услугу необходимо заплатить в любом случае. А уже после обращаться в соответствующие инстанции, для того чтобы были сделаны контрольные замеры температуры воды или взяты её пробы. И только затем подаётся заявление на перерасчёт за некачественную услугу.

– Анна Владимировна, как показывает статистика, количество обращений в общество защиты потребителей из года в год только растёт. О чём это говорит: «БОЗП» завоевало авторитет или обманутых и недовольных потребителей, к сожалению, становится всё больше?

– Мы издаём учебные пособия, публикуемся в средствах массовой информации, выступаем на радио и телевидении, но поток людей, действительно, не уменьшается. И зачастую это происходит не оттого, что люди не информированы, а потому, что они хотят узнать больше. Мы очень приветствуем, когда человек намерен приобрести какой-то товар или воспользоваться услугой и заранее интересуется возможными подводными камнями. Но больше обращений, разумеется, уже по факту совершенной сделки, когда приобрёл некачественный товар или услуга была оказана в неполном объёме.

– А в основном проблемные вопросы касаются товаров или услуг? И какое направление вызывает наибольшие споры?

– По-разному, и зависит это от ряда факторов, причин и условий. Например, начинается отопительный сезон – сразу же увеличивается количество обращений по услугам жилищно-коммунального хозяйства: гдето батареи холодные, другие возмущаются, что отапливают улицу, поскольку в квартире настолько жарко, что форточки постоянно открыты, третьи ещё чем-то недовольны… А вот на лето приходится пик обращений по туристическим услугам. По-прежнему много нареканий вызывает работа интернет-магазинов: люди приобретают неисправный или поддельный товар, получают обслуживание низкого качества. Нет такого единого совета, который помог бы избежать рисков при заказе через интернет. Но подстраховать себя можно и нужно. Так, для начала посмотрите, как давно работает данный интернет-магазин, почитайте отзывы о нём и его товарах. И не теряйте бдительности, когда к вам приезжает курьер. В обязательном порядке он должен рассказать всё о товаре, продемонстрировать его в действии, ответить на ваши вопросы, в том числе, и касающиеся сервисного обслуживания. С кассово-расходным ордером вам должны предоставить отрывную квитанцию. Проверьте, какая печать стоит на этих документах. Не так давно были распространены печати типа «сервисное обслуживание 36 месяцев». Никакая это не печать. Будь то организация или индивидуальный предприниматель, на печати должны быть его данные. Пожалуйста, обращайте на это внимание. А ещё наши потребители должны научиться твёрдо говорить «нет» в адрес людей или компаний, навязывающих свои товары и услуги: приглашающих на различные презентации постельных принадлежностей или посуды, предлагающих услуги по установке фильтров для воды или ремонту окон… Будьте внимательными и ответственными потребителями!

Марина ПУЦЕЙКО/Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 57 queries