Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Маэстро

Михаил Козинец – почётный гражданин Вилейского района

HPIM6239Десять лет прошло, как руководитель Национального оркестра имени И. И. Жиновича Михаил Антонович Козинец получил из рук Президента премию «За духовное возрождение». Тонкий знаток музыки, блестящий организатор и талантливый педагог,Михаил Козинец неразрывно связан с родниками народного творчества, которые и питают его профессионализм. Это влияние очень заметно в оранжировках Михаила Козинца. Именно в них народные мелодии, переложенные на язык оркестра, звучат неожиданно свежо и оригинально. Вот – сельская вечеринка, на которой Миша уже был признанным гармонистом, а это – из полузабытого фольклора маленькой белорусской деревеньки… Когда Мише отец подарил гармошку, он времени даром не терял и буквально за две недели подобрал на слух все знакомые мелодии, которые исполнялись местными гармонистами на свадьбах и праздниках. Далее пошли импровизации, основой для которых послужили все “шипучие” и “скрипучие” пластинки. Подросток открыл, что и эфир наполнен миллионами звуков, если их слушать через наушники детекторного приемника.
Деревенька Цынцевичи, где он родился, скромна и неприметна. Как, впрочем, и десятки иных деревень Вилейщины. Раскинулась она своими крохотными улочками среди поля, изрезанного трассами мелиоративных каналов. Весной здесь по-молодому хороводятся вспыхнувшие свежей зеленью клёны. Зимой их обледеневшие ветви стучатся в окна оснеженных изб, словно одинокие путники, мечтающие о притаившимся под крышами покое и тепле. Пустеет на глазах деревня. Давно ушёл в вечность дед Михаила – Иван, первый на всю округу скрипач. Да и мать Людмила – известная в округе певунья – тоже уже в вечности. А вот загремит оркестр, польётся музыка, словно стремительный ручей из-под талого снега – и в гармонии звуков сразу почудится мотив его далёкого детства. Музыка естественно и органично вошла в его жизнь. Кажется, что он родился с ней. С первым глотком воздуха вдохнув мелодию родной земли. Музыкальная школа, потом – Витебское музучилище и приобретение навыков истинно профессионального мастерства в Белорусской Государственной консерватории.
Теория и постоянные репетиции с оркестром, индивидуальные занятия, работа с вокалистами, в группах, в паре и, конечно же, выступления перед публикой. Без неё не может состояться артист. Вот уже и консерватория позади. И в общем-то, можно устроиться в жизни со сравнительно неплохим комфортом, чтобы и любимым делом заниматься, и быть на виду у людей,и не перенапрягаться. Но разве это всё? Хочется не просто жить в мире музыки, а совершенствовать в ней себя, познавать новые нюансы музыкального искусства, искать иные пути самовыражения. И Михаил Антонович начинает изучать в консерватории оперно-симфоническое дирижирование. Огромное счастье для него – дружба с великим музыкантом и педагогом И. И. Жиновичем. Иосиф Иосифович пригласил его к себе в оркестр, вначале стажёром, а затем и полноправным дирижёром. И когда великого маэстро не стало, Михаил Козинец возглавил этот Государственный академический оркестр народных инструментов. Через год стал ректором Академии музыки.
В одном из интервью Михаила Козинца читаю: «Я пришёл в оркестр имени Жиновича в 1972 году, ещё студентом 4-го курса кафедры оперно-симфонического дирижирования. И как поехал на гастроли в 1973 году – так, кажется, и не вернулся: каждодневные дела, репетиции, концерты отнимают всё время.
Сегодня у меня – Академия музыки и два оркестра. Вот если бы этого всего не было, то было бы очень трудно, а так – ничего. Но в своё время, дважды закончив консерваторию, поступил ещё в аспирантуру».
Со своим замечательным оркестром М. А. Козинец объехал весь Советский Союз, неоднократно бывал за границей. Через музыку пропагандируя культуру родной Беларуси. Уникальны встречи с белорусской диаспорой в ближнем и дальнем зарубежье. Оторванные от родины люди, побывав на концертах оркестра имени Жиновича, будто вновь соприкасались с ней и не упускали случая от души поблагодарить маэстро.
Через этот оркестр прошли многие замечательные музыканты, которые своим мастерством и высокой духовной культурой обогатили белорусское музыкальное искусство. Духовное и профессиональное общение с такими людьми не только способствовало творческому становлению самого Михаила Козинца, но и стало своего рода жизненным ориентиром, по которому в дальнейшем сверялись самые серьёзные идеи и проекты.
Приглашение Михаила Козинца на должность ректора Академии музыки уже не было неожиданностью в среде музыкальной общественности, а скорее всего логическим продолжением развития таланта музыканта. Талантам, как известно, нужны не только поклонники, но и ученики, а их в Академии много.
Но с оркестром Михаил Антонович не порвал, оставшись его руководителем. Кроме этого, М. А. Козинец лично возглавляет симфонический оркестр консерватории «Молодая Беларусь».
Правда,концертная деятельность не главное для этого коллектива. Михаил Антонович здесь настойчиво работает в методическом плане, напоминая коллегам, что оркестр, в первую очередь,– учебный. Поэтому для него подбирается специальный репертуар со сложными техническими элементами исполнения, с разнообразием музыкальных стилей различных музыкальных школ. И на репетициях потому доминируют процессы воспитания и обучения. Свою практику с молодыми профессиональными оркестрантами Михаил Антонович называет работой играющего тренера. При этом, не без юмора,подчёркивает, что в искусстве, в отличие от спорта, возрастные критерии для тренера не столь уж важны. На сегодняшний день в Белорусской Государственной Академии музыки весь профессорско-преподавательский состав, и в основном большинстве, – студенты, – великолепные музыканты.
Михаил Козинец – неизменный участник музыкальных фестивалей «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», «Славянский базар». С огромным успехом он принял участие в международных фестивалях в Байройте (Германия), Хаут-Марне (Франция), Удине (Италия). Разносторонняя общественная деятельность Михаила Козинца в качестве председателя Международного фестиваля «Звіняць цымбалы і гармонік», художественного руководителя белорусского фестиваля «Беларусь – мая песня», председателя фонда по поддержке культуры и искусства – способствует возрождению исторических художественных истоков в нашей стране. Лауреат Государственной премии Беларуси, он награждён орденом Дружбы народов, медалью Франциска Скорины. И самое главное – это то, что Михаил Антонович Козинец прославляет свою малую родину, своих земляков, свою Республику Беларусь.
Ксения ДУБОВИК, учащаяся 9 «Г» класса СШ № 3

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 169 queries