Из всех искусств для нас важнейшим является кино. Это утверждение историки приписывают «автору» пролетарской революции Владимиру Ильичу. И прозвучало оно где-то в начале двадцатых годов прошлого столетия. Столько времени пролетело… Стало ли это крылатое выражение спорным или вообще утратило сегодня свой смысл ? – Именно с этого вопроса мы решили начать свой разговор с директором кинотеатра «Мир» Андреем Дударчиком. Он, невзирая на свою занятость, любезно согласился дать интервью «юным журналистам» Вилейского государственного колледжа.
– Итак, Андрей Николаевич, кино – важнейшее по-прежнему. Или как?
– В той стране, и в то время, возможно, это утверждение было актуально. Мы с вами тогда не жили. Потому и не будем спорить… Спектр человеческих интересов достаточно широкий и разнообразный. Кино может быть одним из них, но отнюдь не главным. Музыка, театр, книга… Да, кому-то думалось, что книга станет рудиментом, общественным явлением, утратившим свое значение в ходе эволюции. Но ведь так не случилось. То же самое кино, преподнося человеку готовый зрительный образ, лишает возможности изначально создавать его в своем воображении. Живые картинки ограничивают наши мыслительные способности. Читая книгу, мы размышляем, анализируем сюжеты, пропускаем их через свое сознание. Кино это делает за нас. Оно имеет право быть. Но главнейшим из искусств его назвать невозможно.

– Каким образом влияет прогресс на развитие кинематографа?
– Самым непосредственным. Если великий комик Чаплин выполнял замысловатые трюки, сообразуясь со своими физическими возможности, то сегодня актеры себя не напрягают. Появились каскадеры, специально тренированные люди, которые все это за них делают. Вместо настоящих декораций – компьютерная графика, вместо живой актерской игры-аннимация. Прогресс улучшает качество кино, но опять же ограничивает наше мышление. Заметьте: у каждого явления есть свои положительные и отрицательные моменты. «Альпийская баллада», «О бедном гусаре замолвите слово, «Летят журавли»…Я готов назвать десятка три советских кинофильмов, которые вошли в историю мирового кинематографа. Но сегодня они – не кассовые, в прокате идут при полупустых залах. А вот те же «Мстители» – при аншлагах. А ведь фильм, если смотрели, так себе… Экранизация комиксов о приключениях супергероев. Несколько десятков зрителей пришли целенаправленно, потому, что предпочитают такой жанр. Остальные, как говорится, клюнули на рекламу
– Мы подошли к вопросу о так называемых «кассовых» и «некассовых» кинофильмах. Как выясняется, зритель предпочитает не все из того, что можно считать лучшим в кинематографе…
– Абсолютно верно. Критерии для предпочтений весьма разные. Казалось бы, российский кинофильм «Братство» режиссера Павла Лунгина о так называемой афганской войне должен собирать полные кинозалы бывших «афганцев». А вот и нет. Кто это все пережил в более обнаженном, лишенном вымысла виде, тот не пойдет смотреть на суррогат правды и лжи. Я, например, 30 лет служил в милиции. Меня силой не загонишь на «Ментовские войны» или на поистине фантастический сериал о похождениях Каменской. Режиссер, который выбирает для публичного зрелища болезненно обжигающую точку действительности, должен быть абсолютно правдив. Здесь ложь и даже малейшая фальшь неуместны.
– Представителей каких возрастов чаще всего можно встретить в кинозалах?
– Возрастной диапазон достаточно широк. Где-то от 18 до 30 лет. Но опять же нет жестких рамок. На просмотре кинофильма «Движение вверх» я видел людей, которые последний раз были в кинотеатре лет тридцать назад. Кинотеатр посетил весь вилейский спортивный бомонд. И если уж проводить какой то анализ… Массово зритель идет на легкое, о то и пустое кино. Потому как сложностей в жизни и так достаточно. Крутится целую неделю, как белка в колесе. И на выходные идет в кинозал расслабиться. Чтобы ни о чем серьезном не думать.
– У директора кинотеатра имеется заветная мечта?
– Имеется. Хочу создать нечто вроде уличного кинотеатра. Чтобы люди приходили в парк, сидели на скамейках, а то и на траве , прогуливались, не спеша – и одновременно смотрели на большом экране кино. Может быть, этот экран будет не один, а несколько. Нам надо расширять рамки кинозалов. Выводить кинематограф на широкий простор, к людям…
– Пожелаем Вашей мечте сбыться. Спасибо за откровенный разговор
– Успехов в творчестве!
Анна Скуратович, Александра Жук, клуб «Юный Журналист» Вилейского колледжа/Фото с архива редакции








