Предисловие
В самом конце 2010 года посмотрел телефильм из серии «В поисках истины» о русском первопечатнике Иване Фёдорове. Узнал, что вариант герба, соответствующий издательскому знаку и гербу Ивана Фёдорова, принадлежит исключительно единственному дворянскому роду Великого Княжества Литовского – Рагозам. Незадолго до этого счастливого события работал с документом 1460 года о межевом суде, где не только в письменных источниках впервые упоминается город Вилейка, но и фамилия Рагоза – в суде участвовал Рагозин человек Филипп. Далее Вилейский краеведческий музей. В переписи войска ВКЛ 1528 года оказалось восемь человек с фамилией Рагоза. Ивану в то время было приблизительно 14-18 лет. Дальше ещё интересней.
Полтора десятка лет назад научные сотрудники Вилейского, тогда ещё историко-краеведческого, музея работали в национальных архивах Минска и Москвы с документами по истории населённых пунктов вилейского района, с интересующих сделали копии. Среди них оказались судовые листы и акты о разделе наследства, покупке и продаже частей имений Хотенчицы и Луковец Минского повета, сегодня это населённые пункты Вилейского района. В этих документах обнаружились семь из восьми Рагоз дворян (землян и бояр господарских), восьмой, скорее всего, владел частью молодечненского имения, и их многочисленных наследников, что позволило составить родословную рода Рагоз. Среди них были боярин господарский Фёдор Мирославович Рагоза, согласно переписи войска находился на княжеской военной службе, и его старший сын Богдан Рагоза. Таким образом Ивану Фёдорову нашлось чётко определённое, и по времени и по ситуации, место в роду Хотенчицких Рагоз. Других тогда не было.
Иван сын Фёдора Москвитин
Об Иване Фёдорове – прославленном просветителе и русском первопечатнике написано много книг, статей и больших монографий, сайтов в интернете не счесть. Остановлюсь только на некоторых моментах его биографии, важных для данного повествования. Самый ранний год
рождения в научной литературе указывается 1510. Если он стал студентом в 1529 году, что известно из актовых книг Краковского университета, то крайний год рождения 1515. Все университеты того времени набирали студентов после 14 лет. В альбоме вступительных записей университета в 1529 году вписан некий Иван сын Фёдора из Петкович. О месте положения этого населённого пункта дискуссии и предположения не прекращаются до сего дня. Не вступая в дисскусию, хочу заметить, в 15 километрах от Хотенчиц, в северной части Минского района, есть населённый пункт Петьковичи . Разница в мягком знаке, который очень редко встречается в написании документов XV века. Например, писали не Федька и Сенька, а Федка и Сенка. В книге присуждения степеней Краковского университета отмечено, что в 1532 году степень бакалавра получил «Иван Фёдоров Москвитин» и далее до 1564 года биография его неизвестна ни народу, ни науке.
Первое упоминание имени Ивана Фёдорова находится в послесловии к Апостолу –первой датированной московской печатной книге, которая вышла в 1564 году 1(10) марта. Им было издано ещё несколько книг, а затем, приблизительно в 1566 году, Иван Фёдоров переселился (эмигрировал, бежал) из Москвы в Великое княжество Литовское, прихватив с собой все типографские материалы, кроме громоздкого печатного оборудования. Имения Хотенчици и Луковец располагались (и располагаются) на пересечении путей из Минска в Полоцк (Долгиновский тракт) и из Борисова (значит и из Москвы) В Вильно. Иван Фёдоров по дороге мог оставить у родственников свой тяжёлый багаж и путешествовать дальше налегке.
До 1570 года издавал книги в Заблудовской типографии в имении Ходкевичей, затем перебрался во Львов – после заключения унии 1569 года усложнились общественно-политические условия и заблудовская типография закрылась. Основал типографию во Львове, позднее в Остроге – имении князя Константина Острожского, напечатал немало хорошо оформленных книг, в том числе знаменитую Острожскую библию – первую полную библию на православном пространстве.
Фёдоров был не только печатником, но мастером литейного дела, механиком и вообще он был образованным человеком для своего времени, знал несколько европейских языков, латынь. Качество изданных им книг было очень высоким, даже превышало многие современные им европейские образцы.
Умер Иван Фёдоров 5(15) декабря 1583 года во Львове, похоронен был в Онуфриевском монастыре. На могильной плите, по краям камня надпись: «Иоанн Фёдорович Друкарь Москвитин, который своим тщанием друкование занедбалое обновил…».
Из надписи на могильной плите возникает ещё один вопрос: если «друкование занедбалое обновил» это значит, оно существовало ранее, только его «занедбали»? Обновить можно то, что было или есть, чего не было, можно только создать – я так думаю. Это о начале книгопечатания в Украине, которое приписывалось Ивану Фёдорову.
Рагозы
Копий документов и литературы, хранящихся в фондах Вилейского краеведческого музея, оказалось достаточно для составления родословной рода Рагоз на период жизни Ивана Фёдорова.
Вероятней всего род был основан в начале XV века, как и большинство шляхецких родов не княжеского происхождения ВКЛ. Основатель рода Рагоза (сварливый, неуживчивый человек, по словарю Даля) вместе с достоинством получил во владение около 40 тысяч гектаров земли (пашен, лугов, лесов, пустошей) от Молодечно до Крайска Логойского района и на реке Сэрвач. Видимо, велики были его заслуги перед Великим князем. Так как в чиновничьих списках княжества Рагозы не значатся, это были воинские заслуги, возможно, во время Грюнвальдской битвы 1410 года. (В Польше, недалеко от места битвы, есть городок Рогозно – это между прочим) К началу XVI столетия большое имение уже было раздроблено, разделено между наследниками, дальше – больше. К концу столетия все мелкие части имений Хотенчицы и Луковец были проданы или перешли наследникам по женской линии (осталось только имение Сэрвач), Рагозы переселились под Оршу и Могилёв. Сегодня в память о них сохранились только две деревни: Рагозине около Крайска и Рагозы под Молодечно. Около Могилёва и Орши есть населённые пункты с такими же названиями.
Отличительной чертой рода была верность православию. Многие из их круга и окружения из карьерных и других побуждений перешли в католичество после заключения унии (союза) с Польшей, Рагозы веру сохранили и, ограниченные в правах, начали переселяться на восток княжества, позже в Россию (под Калугу, Тверь). К хотенчицкому роду Рагоз принадлежали два Митрополита Киевских и всея Руси: Мисаил (Михаил), правил с 1474 по1477 год, и более известный Михаил Рагоза – с 1589 по 1599. Последний после пострига в монашество в 1579 году служил архимандритом Минского Вознесенского монастыря, с 1582 – Слуцкого Троицкого, затем – Морацкого. Всё остальное, что касается рода на протяжении столетия, хорошо видно из родословной –пересказывать нет необходимости.
Принадлежность Ивана Фёдорова к дворянскому роду Рагоз наукой сегодня под сомнение не ставится, другое дело – принадлежность к имению Хотенчицы. Всё сказанное выше, терминами криминалистов – улики косвенные (свидетельство о рождении пока не обнаружено). Но есть запись в одном из документов, касающаяся имения Хотенчицы, очень сильно поразившая меня и которую обнаружил в конце работы над этой темой. Часть имения Хотенчицы, наследство от Фёдора, называют «Богдановским и московским», это улика прямая. Эта запись явно указывает на Ивана Фёдоровича друкаря Москвитина.
Анатолий КАПТЮГ
Автор благодарит за консультации и полезные советы сотруднику Вилейского краеведческого музея Н.А.Ефимовой
От редактора:
В прессе уже обсуждалось эта версия вилейских краеведов, которую многие считают почти стопроцентным открытием. Инициатива поиска исходит от нашего земляка, члена Белорусского Союза архитекторов Анатолия Каптюга. Он известен как автор проектов многих памятных знаков, сохраняющих историческое лицо Вилейщины, и как любознательный краевед, осознающий не только познавательную, но и созидающую роль памяти. Имя первопечатника Ивана Фёдорова — достояние нашей общеславянской культуры, а при научном подтверждении предлагаемой здесь гипотезы готово стать приобретением истории вилейской земли. Уже подарившей миру Пилипа Орлика, Адама Гуриновича, Эдварда Желиговского… История не уходит в вечность. До тех пор, пока на фундаменте прошлого современники возводят своё настоящее, готовое служить будущему.



Спасибо Анатолию Каптюгу за интересную статью! Вилейчане могут и должны гордиться знаменитыми земляками.