Довольно распространен случай, рассказанный заведующим отделением скорой медицинской помощи Вилейской центральной районной больницы Василием Конивцом: по телефону «103» позвонила пожилая женщина, проживающая в деревне на районе.
Довольно бодрым голосом она так аргументировала свое обращение за медпомощью: «Хочу, чтобы вы забрали меня и отвезли в вилейскую больницу». На уточняющие вопросы диспетчера пенсионерка ответила, что ей «плохо вторую неделю». В чем выражается это «плохо»? Обращалась ли она в местную амбулаторию (которая, кстати, недалеко от деревни, где проживает пенсионерка). «Никуда не обращалась, думала, что само пройдёт», – так ответила женщина.
– Это один из типичных примеров поведения наших многочисленных пациентов, проживающих как в сельской местности, так и в городе, – рассказал Василий Конивец. – Они, несмотря на жалобы на состояние здоровья (с годами, как известно, болячек прибавляется), обращаются в скорую помощь уже обычно в нерабочее время. Объясняют это примерно так: думали, что днём пройдёт, а теперь на ночь оставаться как-то боязно… Диспетчер пытается выяснить у пациентов, принимали ли они рекомендованные врачом препараты, измеряли ли температуру, артериальное давление, содержание сахара в крови (сейчас у всех больных сахарным диабетом есть личные глюкометры). Выясняется, что в большинстве случаев это не делалось. В элементарных жизненных ситуациях люди не пытались оказать себе помощь, о которой им говорили их участковые врачи.
– Что предлагаете таким пациентам?
– В рабочее время лечебно-профилактических учреждений мы предлагаем им при незначительном ухудшении здоровья, когда их жизни ничего не угрожает, или самим обратиться к врачам, или переадресовать этот вызов в поликлинику, амбулаторию, ФАП. Это делается по нескольким причинам. Во-первых, скорая не должна отвлекаться на непрофильную работу; во-вторых, участковые врачи лучше знают болезни своих пациентов и назначат им курсовое лечение (скорая, к слову, не имеет права это делать); в-третьих, вызов скорой медицинской помощи – довольно дорогое для бюджета мероприятие.
Есть у нас такая статистика: 30-40 процентов вызовов скорой – необоснованны, и это повод для многих задуматься. А вот в экстренных и срочных случаях мы сразу же отправляем бригаду по указанному адресу, уже потом уточняя интересующие нас данные.
– Да, разные бывают люди. Знаю и таких, кто, наоборот, старается справиться с болезнью самостоятельно, зачастую упуская драгоценное время…
– Конечно, такие люди есть. На памяти случай, когда мы выезжали на вызов к 85-летней женщине, которая пожаловалась на боли в области сердца. Сделали электрокардиограмму – острый инфаркт миокарда. Произвели все необходимые мероприятия, состояние бабушки улучшилось, и она рассказала, что боли чувствовала и раньше, но стеснялась беспокоить скорую по пустякам. Есть и такие люди, хотя больше всё-таки тех, кто считает, что даже таблетку ему должен дать именно врач скорой. Не хочу никого обидеть, но поймите, дорогие земляки, что в то время, когда мы лечим вашу головную боль или обрабатываем йодом царапину, кто-то, возможно, пострадал в автомобильной аварии, и его жизнь висит на волоске. Всегда думайте об этом.
И ещё немаловажный момент. Если пациент в состоянии, то скорую лучше вызывать самому, а не поручать делать это кому-то другому. Довольно часто эти посторонние вызывающие не могут ответить на важные вопросы диспетчера, а то и сознательно утяжеляют повод к вызову.
– Существуют ли, Василий Васильевич, какие-то нормативы по обслуживанию скорой медицинской помощью населения?
– Безусловно. По нормативам одна круглосуточная бригада скорой положена на 12 тысяч населения. Радиус действия бригад не должен превышать 30 километров. На нынешнее население города и района (а это где-то 46 тысяч человек) у нас работает пять бригад: по одной в Илье и Долгиново и три в городе. Конечно же, нагрузка на работающих в городе в два, а то и в три раза больше, так как мы не только оказываем медпомощь населению города и сельских населенных пунктов, но и доставляем пациентов в лечебные учреждения Минска, Воложина, Молодечно, в Минскую областную больницу. Кроме того, все, наверное, обращали внимание, что наши бригады дежурят на различных культурно-массовых, спортивных мероприятиях. И даже при такой загруженности мы стараемся своевременно оказывать людям медпомощь. Поменьше бы ещё необоснованных вызовов, и ситуация ещё улучшилась бы.
– Согласна с Вами. Давайте, Василий Васильевич, вернемся к началу нашей беседы – о перевозке пациентов в лечебные учреждения. Кто должен принимать это решение?
– Для перевозок пациентов в лечебные учреждения вызов скорой помощи делают медработники, если для этого есть показания. И это правильно, ведь наша служба – не бесплатное такси, которое будет перевозить всех, кому этого захочется. Для этого у нас достаточно и общественного, и личного транспорта. Иной раз бывает такое, что пациента везёт скорая, а следом на личном авто едет кто-то из родственников. Почему бы, думается, не доставить своего близкого человека, которому не требуется срочная медпомощь, на своей машине? Тем более, что каждый человек имеет право самостоятельно обратиться даже в ночное время и в праздничные дни и в наше, и в приемное отделение больницы.
Мы сегодня затронули некоторые моменты, и рассказанное, хочется верить, дойдёт до каждого пациента. Правдивость, взаимное уважение, сохранение самообладания, доверительность, позитивное настроение, благожелательность – это основные принципы, на которых должно осуществляться наше взаимодействие. Хочется, чтобы эти слова услышали все и чтобы наши встречи оставляли только добрые воспоминания. Будьте здоровы и счастливы!
– Спасибо, Василий Васильевич, и за интересную беседу, и за Ваш благородный труд. Думаю, выражу пожелание очень многих ваших пациентов, пожелав и Вам и Вашим коллегам крепкого здоровья и успехов.
Ирина БУДЬКО/Фото Вероники Шабельной