Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Озорной или гиперактивный? Подробно – о синдроме дефицита внимания

Шумный ребёнок-баловник, который полон сил и энергии, который просыпается ни свет ни заря, вечный «прыгатель» и «хвататель» – это радость для родителей, а не повод для беспокойства. И с гиперактивностью такое поведение не имеет ничего общего. Но всё же существует ряд поведенческих признаков, когда ребёнку нужна помощь специалиста, а его родителям – квалифицированный совет. С врачом-психиатром Вилейской ЦРБ Светланой ГОНЧАРОВОЙ говорим о СДВГ – синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

– Светлана Анатольевна, в последнее время специалисты нередко говорят о детской гиперактивности и синдроме дефицита внимания у детей. Что же кроется за этой аббревиатурой – СДВГ?

– СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – это расстройство, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорниками, непослушными. При этом они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей. На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

– Каковы особенности поведения при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей?

– Особенности поведения при СДВГ следующие.

  1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, соблюдением инструкций. Складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят.
  2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. Говоря образно, они все время в движении.
  3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, им трудно дождаться своей очереди. Если они чего-то хотят, то они должны получать это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

У некоторых детей выявляются другие расстройства, которые сопутствуют СДВГ. Это расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников. Это и вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением. Характерны эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. Тики также могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение, подергивание головы.

– Светлана Анатольевна, чем нужно руководствоваться родителям в таком случае? Какую тактику выбрать?

– Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нелегко. Вас могут сердить и расстраивать поведение и плохая учеба вашего ребенка, может сложиться впечатление, что вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. Если у ребенка СДВГ, дома нужно придерживаться следующих правил:

  1. Вырабатывайте позитивное отношение. Вместо того чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он не должен делать, скажите ребенку, что ему следует делать. Например, вместо «Не бросай свою одежду на пол» – попробуйте сказать «Давай я помогу тебе убрать одежду».
  2. Не скупитесь на похвалу.
  3. Помогите своему ребенку не волноваться. Такие занятия как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны помогут ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.
  4. Составьте простые и легкие правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.
  5. Больше общайтесь. Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы. Узнайте, что он думает. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ. Слушайте, когда он говорит с вами, и давайте позитивные комментарии.
  6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые уменья. Уменьшение отвлекающих факторов помогает лучше сконцентрироваться.
  7. Правильно реагируйте на плохое поведение. Объясните, что именно расстроило вас в поведении ребёнка. Избегайте обобщений. Наказание должно быть справедливым. Не вступайте в споры с ребенком. Не прибегайте к тактике угроз.
  8. Отдыхайте сами. Иногда вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком.

– Что бы Вы порекомендовали учителям, которым, как известно, приходится взаимодействовать с разными учениками?

– Уважаемые учителя, принимайте детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью такими, какие они есть, не пытайтесь их изменить, переформатировать их личность или поведение. Налаживайте отношения с родителями – как по учебным, так и по общечеловеческим вопросам. Родители иногда находят потрясающие методики, которые можно применять для работы в классе. Просите о помощи, если она вам требуется. Не геройствуйте, не молчите. Так будет честнее по отношению и к ребенку, и к вам. Ориентируйтесь на ребенка, узнайте информацию о нем самом. Спросите у него: какой урок тебе понравился больше всего? Какой – меньше всего? В чем их отличие? Попытайтесь узнать у самого ребенка, как он предпочитает учиться. Понимает ли ребенок, что он немного отличается от сверстников? Способен ли объяснить суть этого отличия?

Учащимся с СДВГ нужна система, и в этом вам помогут списки. Скажем, пошаговая инструкция, как писать сочинение, или как поступать, когда тебя отчитывают. Чтобы вернуть учащегося с СДВГ к работе, посмотрите ему в глаза, только дружелюбно, без укора. Посадите ребенка поближе к своему столу и старайтесь не выпускать из поля зрения – так у него будет стимул не отвлекаться. Если хотите помочь ребенку сосредоточиться, дайте ему блокнот, пусть пишет, рисует, таким образом он снимет напряжение. Прибегайте к альтернативным методам записи информации. Помните, главное – чтобы ребенок осмыслил подаваемый материал. Чаще комментируйте работу учащегося с СДВГ, тогда он будет больше стараться. Естественно, его очень воодушевит похвала, и если правильно ее принимать, можно формировать в ребенке внутреннюю мотивацию, которая всем нам так нужна! Разбивайте объемные задания на более мелкие – лучше меньше, да лучше. Побольше юмора и веселья: дети, которые умудряются смеяться на уроках, счастливы и увлечены учебой.

Повторяйте, повторяйте и еще раз повторяйте, причем не повышая голоса, тогда у детей с СДВГ появится шанс запомнить то, что вы говорите. Дети постарше будут лучше учиться, если вы им заранее скажете, что они будут проходить на следующем уроке. Находите любую возможность порадоваться и похвалить. За что угодно. Ищите в них таланты и взращивайте их. Жизнь часто проверяет их на прочность, поэтому дети с СДВГ, как правило, гибки и отходчивы: душа у них щедрая, и они всегда рады помочь. Творческий потенциал этих детей не знает границ, у них в голове роится множество мыслей, а воображение поистине чудесно. Да, дети с СДВГ легко отвлекаются, зато они подмечают то, что не дано увидеть другим. У синдрома дефицита внимания и гиперактивности немало положительных сторон, поэтому данное расстройство следует рассматривать как очередную особенность жизни и обучения, но ни в коем случае не ограничение. К наличию таланта или интеллекта СДВГ не имеет никакого отношения. Многие дети, обремененные этим синдромом, творчески одарены и обладают ясным умом. Когда дети с СДВГ увлечены, их пыл и рвение поистине волшебны. Они умеют истово трудиться: они хотят во всем быть первыми. Их очень сложно оторвать от действительности, которая им интересна. Ребенку с СДВГ не показано индивидуальное обучение, потому что его проблемы возникают не тогда, когда он сидит дома и занимается с репетитором, а когда выходит в люди. Такому ребенку надо знать свою особенность и научиться с ней жить.

– Спасибо за подробный рассказ, Светлана Анатольевна. Думаю, информация будет интересна нашим читателям.

Беседовала Татьяна ШЕРШНЁВА

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 177 queries