Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Мария БАДЕЕВА: «Отдаю своё сердце «колючим» детям»

Проблемные дети и подростки всегда вызывали со стороны образовательной системы повышенное внимание и особые подходы. Причём только своевременное внимание позволяет добиться позитивного результата. Снять с ребёнка ярлык трудного подростка – это необычайно тяжёлый труд, требующий от социального педагога глубокого понимания, любви и бесконечной заботы о своём подопечном. Да и сама профессия не из лёгких, и в то же время значение, которое несут для общества социальные педагоги, невозможно измерить никакими показателями. О работе с детьми и их родителями, о плюсах и минусах профессии мы беседуем с социальным педагогом гимназии №2 Марией БАДЕЕВОЙ.

– Мария Эдвардовна, 2 октября свой пока ещё молодой юбилей – 10-летие – отметил Международный день социального педагога. В первое воскресенье октября все педагоги отпразднуют свой профессиональный праздник. Какая из этих дат ближе Вам – педагогу социальному?

– Наверное, ближе всё-таки День учителя. А вообще эти два термина – педагог социальный – не так давно находятся рядом друг с другом. И если значение первого ни у кого не вызывает вопросов, то сочетание этих слов до сих пор являет непонимание. «Ты – педагог социальный? А кто это? А что ты делаешь?» – с такими вопросами сталкиваюсь и по сей день, хотя в профессии уже 17 лет.

– Ответьте на эти вопросы ещё раз, но уже, так сказать, с трибуны районной газеты?

– Попробую. Профессии учителя и педагога социального роднит то, что объектом их внимания является ребёнок, его развитие и становление в обществе. Не секрет, что найти своё место в социуме не менее важно, чем получить определённый багаж знаний. И школа непременно должна содействовать этому. Это, пожалуй, и есть первая функция. Далее – оказывать помощь в успешной социализации воспитанников. Ведь модель поведения во взрослой жизни дети начинают отрабатывать, ещё находясь в школе. Ученики каждый день решают сложнейшие задачи. Как сделать так, чтобы тебя признали в коллективе? Как научиться не идти на поводу и отстаивать своё мнение? Как добиться уважения окружающих? Как выходить из спорных ситуаций? На эти и другие вопросы нужно учиться отвечать уже сейчас. Педагог социальный – связующее звено между школой и окружающим её миром. Договориться о совместных действиях и мероприятиях, постараться уладить конфликтную ситуацию между родителями и педагогами, организовать встречу учащихся с нужными людьми и в нужное время… Этот ряд можно продолжать ещё долго.

– К тому же социальный педагог сегодня работает в тесной связке с другими структурами – РОВД, РОЧС, ЦРБ…

– Разумеется. Педагог социальный везде и всегда должен представлять и защищать интересы ребёнка: в государственных учреждениях, комиссиях, административных органах. Знаете, про нашу работу можно сказать поговоркой – и швец, и жнец, и на дуде игрец. Педагог объединяет в себе воспитателя, социального работника, педагога дополнительного образования, психолога, дефектолога, в чём-то – юриста. Всё это говорит о том, что наша деятельность уникальна и универсальна.

– Дети, у которых социализация проходит успешно, в основном не нуждаются в Вашей помощи. Чего не скажешь о трудных подростках. Но ведь с ними и работать гораздо сложнее?

– Да, в центре внимания педагога социального находятся дети, «выпавшие» из нормальных социальных отношений. Это «выпадение» может произойти по разным причинам. У ребёнка дефицит полноценного социального воспитания, нарушения здоровья, душевные травмы. И все эти ребята требуют особой заботы и защиты. И в моей работе есть приятные обязанности и не очень. Безусловно, отрадно, когда удаётся помочь конкретному ребёнку, конкретной семье. Здорово, когда получается оградить воспитанника от негатива, направить развитие его личности в нужное русло, защитить его права. В такие моменты понимаю, что работаю не напрасно. И пусть мы (социальные педагоги) часто сталкиваемся с безразличием, черствостью и невоспитанностью неблагополучных родителей, с равнодушным отношением окружающих к проблемам детей, к тому, что достучаться до своих подопечных порой очень нелегко, зато сколько позитивных чувств получаешь, когда видишь, что помог ребёнку стать на путь исправления. Иногда идешь по улице, встречаешь молодого мужчину, который вместе с женой ведут за ручки ребёнка или катят коляску. И видно, что всё у этой семьи хорошо. И радостно, что трудный подросток стал надежным мужем и отцом. И в этом немного есть и твоей заслуги.

– А «минусы» профессии?

– Самое драматичное для меня – посещение неблагополучных семей. До дрожи душевной наблюдаю печальную одинаковость недугов этих людей – распущенность, пьяные дебоши, неустроенность быта, несчастное детство ребятишек. Недолюбленные, недоласканные, недослушанные, непонятые, такие дети идут во взрослую жизнь с печальным грузом.

– Какими личностными качествами должен обладать социальный педагог, помимо того, что он должен быть хорошим психологом?

– На мой взгляд, обязательно должно присутствовать чувство собственного достоинства. А ещё – нужно уметь любить. Красивых и успешных детей любить легко, на это способен почти каждый. А вот отдать своё сердце «колючему» ребёнку…увы, способен далеко не каждый. Работу любого педагога лёгкой не назовёшь, а социального – в особенности. Эта деятельность требует многих душевных сил. Когда постоянно сталкиваешься с настоящими жизненными трагедиями и проблемами, просто нет времени чувствовать себя несчастной. К тому же, я далеко не всегда чувствую отдачу от того, во что вкладываю своё сердце. Может, мне не скоро скажут спасибо, может, и вообще не скажут. Но, несмотря на все сложности, профессия социального педагога очень интересная и для меня – любимая.

– Мария Эдвардовна, спасибо за интересное интервью. Пускай в Вашей профессии всё же будет больше позитивных моментов. Как руководитель районного методического объединения педагогов социальных можете поздравить коллег сразу с двумя праздниками.

– Уважаемые коллеги, по зову сердца мы с вами выбрали благородную, нужную, но очень ответственную профессиональную стезю – педагогическую. Учить детей – это не просто наша работа, это стиль жизни. Желаю вам, дорогие друзья, неугасаемой энергии, цветущего здоровья, новых достижений и побед!

Марина ПУЦЕЙКО.
Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 146 queries