Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Зуб мамонта и шерстистого носорога… У коллекционера на Вилейщине насчитывает около 100 экспонатов

Зуб мамонта и шерстистого носорога, окаменелая ветвь сосны, сплющенная тысячелетиями и толщей воды, раковина аммонита, которой так 200-300 миллионов лет… Нет-нет, это не репортаж из музея, эти экспонаты – гордость коллекции Александра Зайцева из Любани, известного в республике и за пределами специалиста по камням с ямками, краеведа, автора многих статей по упомянутой проблематике.

Сегодня коллекция окаменелостей и минералов Александра Петровича, которую он начал собирать еще в детстве, насчитывает около 100 экспонатов.

Мы напросились посмотреть камни, но во время встречи открылись и другие замечательные увлечения любанца. Например, разведение лаванды. Впрочем, обо всем по порядку.

«Стиль кантри на мой взгляд»

В стильной квартире Александра Петровича все интерьерные штучки и почти все функциональные предметы мебели сделаны руками самого хозяина. Он любит работу по дереву, столярный верстак стоит прямо в прихожей и встречает каждого гостя. «Другой мастерской нет, здесь и работаю «, – замечает мой собеседник.

Зайцев вместе с женой Галиной много путешествуют, и везде их любопытствующий взгляд неравнодушных людей находит какие-то «атмосферные» мелочи, которые вдохновляют и которые хотелось бы иметь у себя дома. Увиденное и собственные идеи и помогают Александру Петровичу создавать вещи, которые придали квартире оригинальный дизайн – «стиль кантри на мой взгляд».
«Это еще в 90-е началось, когда в продаже ничего не было, а хотелось создать нечто. Вот эта кладка в прихожей – имитация из ДВП, – раскрывает секреты хозяин квартиры. – Какая клинкерная плитка? Мы и названий таких тогда не знали. С этим шкафом из приданного жены мы тоже не можем расстаться, перекрасили его в лиловый цвет, и получили стильный предмет мебели». Книжные полки на всю стену, столы и столики разных размеров, кухонный гарнитур, шкафы в прихожей, наконец, раскладывающийся диван – всё плоды столярных усилий хозяина.

Предметом особой гордости Зайцева-дизайнера является застекленный балкон, где нашлось место этнографической коллекции, заморским растениям и красивейшим камням. Чудесное место, особенно весной, когда прекрасно слышно трели соловья за окном.

Каменная гравюра

Александр Петрович с увлечением может много говорить о каждом экспонате своей коллекции. Окаменелые зубы мамонта и мамонтенка, шерстистого носорога появились у Зайцева лет двадцать назад. «Это подарок одного палеонтолога, который работал здесь недалеко, в Сморгонском районе возле деревни Белая. Во время разработки одного из песчаных карьеров для нужд силикато-бетонного завода было найдено множество останков доисторических животных, тогда-то и пригласили палеонтологов. Возраст зуба приблизительно 15-16 тысяч лет».

Еще один интересный экспонат – остаток древнего дерева, предположительно сосны. Найден он в геологическом обнажении Винцентово возле Ильи. Специалисты предполагают, что здесь около 150 тысяч лет назад был водоём. Всё, что было погребено под многометровой толщей отложений последнего Поозерского ледника прекрасно сохранилось.

Местом интересных находок для Александра Зайцева стал карьер в Кульшино. К примеру, белемниты или, как их называют в народе, чертовы пальцы. Они имеют заостренную с одной сторону форму и, кажется, что заточка камня рукотворна. Однако это не так. Впрочем, белемнит вовсе и не камень – это окаменелые останки скелета доисторических моллюсков.

Или аммонит – спиралеобразная окаменелая раковина головоногого моллюска, обитавшего на Земле около 300 миллионов лет назад.

Несколько видов древних окаменевших колониальных кораллов: цепочный, лунный, сотовый. Кораллы прекрасно сохранились в доломите. Хорошо видны все формы пустот, от чего и идёт название вида. Или одиночный коралл – «коровий рог».

Интересны и камни, в которых эпохи выгравировали изображения доисторических растений. В коллекции Александра Петровича есть «каменная гравюра» морской лилии.
Кроме окаменелостей собирает Зайцев и минералы. Яшма, халцедоны, горный хрусталь, слюда (светлая и черная), кварцы – что-то находил здесь, что-то привозил из путешествий, иное подарили.

Любань – лаванда?

Говорим Любань – подразумеваем лаванда. Почему бы и нет? Лавандовый фестиваль в Любани? Вполне возможно. За несколько лет лаванду можно развести во всем агрогородке, и сделать это его «фишкой». В Прибалтике, Молдове, в Крыму, не говоря уже о французском Провансе, лавандовая тема очень популярна.

Глядя на приусадебный (точнее, приквартирный) участок Зайцева, убеждаешься, что эта фантазия не так уж химерна и у неё есть все шансы стать реальностью. За три года, которые Александр Петрович занимается разведением лаванды, он прекрасно освоил технологию выращивания и готов научить всех, кто этим заинтересуется. Выращивание ароматного цветка не сложно. Лаванда неприхотлива: переносит бедные почвы, засуху. Главная сложность – в проращивании семян, они требуют стратификации. Причем вариант, предложенный производителем на упаковке семян, зачастую не срабатывает.

На любанских землях лаванда прижилась. Ароматные букеты и саше, лавандовый чай и ликер – это далеко не все способы использования лаванды, только то, что используется в семье Зайцевых. «Холодный лавандовый чай замечательно утоляет жажду в жару. Таким нас угощали в ботаническом саду на Кипре. Именно оттуда я привез этот рецепт, а вот ликер я делаю аналогично ликеру из тмина, который придумал сам», – рассказывает о кулинарном применении лаванды Александр Петрович.

Цветовод по призванию, лесник по образованию, Зайцев превратил территорию возле дома в красивейший уголок, где цветут и благоухают экзотические для наших мест растения.
Кроме огромного лавандового шара – это разрослись первые саженцы – здесь прекрасно себя чувствуют синяя кавказская герань, несколько видов вероники синецветной, иссоп, а также желтолистая душица, чабер горный, лофант, монарда.

«У меня нынче увлечение синим в цветоводстве. Синецветных гораздо меньше, чем красных или желтых колеров и их оттенков на клумбе. Редкие цветы, потому и интересны мне сегодня», – рассказывает собеседник.

Еще на маленьком огородике увлеченный цветовод выращивает около десятка пряных трав. Вход в подъезд дома украшают кусты кизила, туи, декоративной крымской сосны, японской спиреи, также высаженные руками Александра Петровича. Соседи по многоквартирному дому, конечно, благосклонно взирают на агрономические труды Зайцева. В меру даже помогают, например, вместе построили беседку у дома.

Ирина ТРУБАЧ.

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 29 queries