Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Реквием по сожжённым деревням

Митинг-реквием в память трагической даты – 75-й годовщины сожжения фашистами деревень Любча и Борки – прошёл 4 мая в нашем районе. Почтить память погибших мирных жителей приехали председатель районного Совета депутатов Елена Чеботарь, депутат Минского облсовета Игорь Юшко, начальник отдела культуры, идеологической работы и по делам молодежи райисполкома Сергей Павловский, председатели Кривосельского и Хотенчицкого сельских Советов Ирина Супранович и Диана Гребенёк, представители общественного объединения жертв нацизма «Память войны» Яков Дреер, Зинаида Кулак, Светлана Гущёнок, Ирина Жук, учащиеся и учителя Залесской и Ильянской средних школ.

«Любча и Борки – сёстры Хатыни. Таких деревень – сожжённых и не восстановившихся – в нашем районе пять. Ещё и Клюево, Рябцово, Яново не восстали из пепла, – об этом напоминает собравшимся ведущая и режиссёр мероприятия,директор центра эстетического воспитания, Татьяна Захарич. – В тот день, 4 мая 1943 года, фашисты сожгли вместе с жителями Борки, Любчу, Бригидово и Старинки Новогутского сельского Совета Ильянского района Вилейской области (Хотенчицкий сельский Совет). Всего на Вилейщине было сожжено 77 деревень».

На митинге звучат стихи, слова памяти о погибших в огне людях, скорбная музыка, в такт которой шумят деревья, выросшие на месте исчезнувших деревень. Возложив цветы к памятнику в Любче, участники переехали к мемориалу в Борках.

Традиционно в этот день приезжает в родные места и Фаина Сергеевна Аносович (Кучко) – единственная выжившая из сельчан деревни Борки. Сейчас она живет в Рабуни. В тот день 12-летнюю Фаню мать отправила выгнать на пастбище коров – тем и спасла одного своего ребёнка. Сама же и трое её других детей сгорели заживо. «Хочется мне побывать здесь, может, уже в последний раз – плачет женщина. – Мне уж 87. Вот хорошо, батюшка здесь, помолится за моих, за всех наших». Вместе с сыном Михаилом они стоят первыми у мемориала погибшим жителям Борок, стоят и пристально смотрят на строки имен своих родных – настоятель прихода храма Святого великомученика Георгия Победоносца п. Партизанский протоиерей Михаил Стецюк проводит заупокойную литию. Остальные участники митинга окружили их полукольцом и почтительно слушают священника. Вряд ли кто-то из присутствующих мог представить меру боли и ужаса молодой девчонки Фани, которая поняла, откуда этот чёрный дым над деревней. Но даже сегодня, слушая мирный шелест немолодых берез и елей, выросших на месте хат, колодцев и хлевов, сердце людей сжимается от мысли, сколько мучений перенесли матери, понимая страдания детей в горящем аду, пока их самих не оставило сознание…

«Это святые места, – говорил отец Михаил. – Освященные страданием многих людей, память о которых мы должны всегда хранить в своем сердце».

Я вижу, как женщины – бывшие малолетние узницы фашизма – одна за другой подходят к Фаине Сергеевне и обнимают её. Каждая из них знает о сожжении деревень не по рассказанным историям, это часть и их жизни. Например, присутствующая на митинге Зинаида Михайловна Кулак, муж которой был узником и работал в гальваническом цеху одного из подземных заводов в Германии, рассказала, что часть домов в её деревне Бильцевичи также была сожжена фашистами.

…»Если прямо сейчас замолчать и послушать,
То, возможно, сквозь шелест зелёных ветвей,
Мы услышим, как плачут ушедшие души
В небеса из сгоревших  в войну деревень»…

Ирина ТРУБАЧ.
Фото Алексея КАМИНСКОГО

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 136 queries