Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Дмитрий Таразевич: «Я вижу свою задачу – не просто научить технической игре, но увлечь музыкой»

«Музыка – это образ жизни. И для меня одной из частей этого образа является преподавание музыки», – считает преподаватель музыки по классу аккордеона и баяна Вилейской школы искусств Дмитрий Таразевич. Было бы уместно и абсолютно объективно добавить в отношении этого педагога определение «замечательный». Но я не люблю и боюсь пышных фраз и превосходных форм, подозреваю в них неискренность преувеличения, и потому всегда оставляю возможность читателю делать свои выводы. А говорили мы …

IMG_3967

О функции музыки

Музыка… Музыка воспитывает, приобщая к гармонии; развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности; дисциплинирует, подчиняя ритм жизни занятиям на инструменте. А еще она утешает и призывает, расслабляет и концентрирует.

Занятия музыкой многое дают человеку. Вспоминаю слова Леонида Курца (руководитель детской театральной студии при ДК – прим. автора) о том, что дети, которые занимаются в музыкальной школе, более способны к самоорганизации и самостоятельному мышлению. Абсолютно точно. Крайне редко какой родитель может помочь ребенку сделать музыкальное домашнее задание. И значит, тот вынужден сам разбираться, еще и еще раз пробуя играть заданный урок. Так формируются терпение и настойчивость, самостоятельность суждений.

Музыкальная грамота, умение слушать и слышать мелодику, ритм очень помогают в изучении языков – это общепризнанный факт. Понятно, что классическая музыка развивает эстетическое чувство прекрасного, положительно влияет на эмоциональную сферу. Словом, прагматических причин заниматься музыкой достаточно, но главное, конечно же, желание, любовь к музыке вообще и конкретному инструменту в частности.

О том, почему приходят в музыкалку и уходят из неё

Действительно, часто бывает, что заниматься игрой на инструментах хочет не ребенок, а родитель. Дескать, вот я когда-то начинал, но обстоятельства не позволили, так пусть хоть мой ребенок… Как правило, такого основания заниматься музыкой оказывается недостаточно. И, промучившись, ребенок все же бросает музыку, у некоторых еще и нелюбовь на всю жизнь формируется. Бывает и другое. Вот у меня в педагогической практике был такой случай: ребенок очень хотел освоить игру на аккордеоне, нотную грамоту мы освоили быстро, одной рукой научились играть, другой. А скоординировать работу двух рук ребенок не смог, и я был вынужден рекомендовать оставить занятия. Правда, это единичные примеры.

Гораздо чаще дети оставляют музыкальную школу из-за нежелания трудиться. Именно так – занятия музыкой это труд. Каждодневный труд, постоянная работа. Чтобы овладеть инструментом, нужны систематические занятия. Технику нужно нарабатывать. Иногда бывает, что ребенок имеет не очень яркие данные, но упорство, с которым он постигает технику игры, приводит к хорошим результатам. Перед такими снимаю шляпу. И очень жаль наблюдать обратную ситуацию, когда человеку дано играть, есть способности, но он не желает напрягаться.

Я занимаюсь преподаванием с 1992 года и могу констатировать изменения отношения к музыке у детей. Если раньше только один из десяти учеников класса был не мотивирован на занятия музыкой, то сейчас, к сожалению, ситуация почти наоборот – количество детей, реально заинтересованных музыкой, снижается. Объяснения? Все потому же: игра на музыкальном инструменте – это каждодневный труд. И когда современный мир предоставил множество доступных занятий, не требующих усилий, – компьютерные игры, общение в социальных сетях, бесконечные развлечения – естественно, детей это всё увлекает и завлекает, отстраняя от действительно важных для личностного развития дел.

О преподавании

Относиться к ученикам, как к своим детям. Безусловная необходимость для учителя музыки – терпение. Зачастую многое не получается, приходится стократно объяснять одно и тоже. И вот тут важно не доводить ситуацию до предела: стараюсь пошутить, переключить ученика на другую деятельность или вовсе оставить неподдающийся кусок музыкального текста до более подходящего момента. Я вижу свою задачу как педагога не просто научить технической игре, но увлечь музыкой, помочь услышать её гармонию и красоту и навсегда удивиться этому.

О любимых учениках

Кто запоминается? Те, с которыми складывается обмен эмоциями. С которыми делишься знаниями, эмоциями и чувствуешь ответную реакцию.  Занятия с талантливым учеником намного превышает отведенные 45 минут. Происходит это так – вместе, учитель и ученик, мы играем, играем, играем, работая над фразой, штрихом, выстраивая произведения эмоционально. Это не всегда просто, но интересно и возникающий эмоциональный подъем восполняет силы.

О своих учителях

Я постоянно у кого-то чему-то учусь. В музыке это естественное состояние. В разные периоды были свои учителя. В музыкальной школе примером для меня был мой педагог Сергей Викторович Валюк, в Молодечненском музучилище – Игорь Евгеньевич Шелег, когда я сам пришел преподавать, то перенимал тонкости игры у своего коллеги Юрия Александровича Лейко.

О любимой музыке

Что я слушаю? Пожалуй, всегда со мной музыка Баха и Моцарта. А вообще, я слушаю абсолютно разные музыкальные направления, не отдавая никому предпочтений: и джаз, и блюз, и рок, и народную музыку. Есть музыка, под которую хорошо предаваться размышлениям, а есть, которая хороша, чтобы быстрее в комнате убрать. Всё зависит от твоей потребности в конкретный момент. Интересуюсь новыми тенденциями в мире музыки. За этим весьма занимательно наблюдать: всё в мире,вроде, уже сыграно, но вариации исполнения, авторские миксы, сочетание, казалось бы, не сочетаемого – вот это, действительно, интересно. Я поэтому не могу сказать, будто всё лучшее уже создано. От многих произведений современных композиторов у меня тоже «мурашки по коже», а значит, они – настоящая по силе воздействия музыка. Хотя в мире музыки много и того, что можно называть музыкальным безвкусием. Но у каждого из нас свой камертон.

Об идеале музыканта

Для меня музыкант не тот, кто безупречно играет разученные ноты. Кстати, на одних курсах повышения квалификации один очень уважаемый профессор Института культуры поделился с нами таким наблюдением. Он наиграл простую мелодию и попросил повторить и сыграть вариацию на тему. К баяну никто не подошел, а ведь в зале были участники и дипломанты международных конкурсов. Так вот, музыкант не тот, чья техника игры совершенна. Но тот, кто «слышит» музыку и может её тут же облечь в звуки своего  инструмента. Словом, творец, а не техничный исполнитель, мастер, а не ремесленник.

Ирина ТРУБАЧ.

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 24 queries