Огромные валуны, собранные с полей около деревни Куренец, в конце августа превратились в скульптурные композиции и в скором времени украсят городской парк. Авторские работы четырех белорусских скульпторов из Минска, членов общественного объединения «Белорусский союз художников”, будут установлены недалеко от монументально-парковой композицией «Мама с детьми». Таким образом, получится своеобразная аллея скульптур.
Руководитель творческого процесса Иван Артимович считает, что ценность пленэра многогранна.
– Облик города, конечно, приобретет еще больший шарм и индивидуальность, когда новые скульптуры найдут свое место в городском парке. Не менее важен итог работы на пленэре для самих скульпторов. Для мастеров это не только обмен творческой энергией, но и профессиональными и техническими приемами. Ведь работа с камнем – это особенный род творческой деятельности. Есть чему поучиться друг у друга.
Всего за время пленэра изготовлено 4 работы на тему «Вилия и её берега» (по легендам Вилейского края). Иван Артимович работал над скульптурой «Плынь», которая посвящена неповторимости реки Вилии. Работа представляет собой двусторонний рельеф. С одной стороны – мужская плывущая фигура, на которой виден её фрагмент – спина, с другой – женская, а над ними ладья. Работа как символ спокойствия, которая плывет над всем: над бурей эмоций, над человеческими страстями. Хотя автор утверждает, что каждый для себя может в этих скульптурах найти свой смысл и добавляет, что это здорово. Ведь художник иногда задумал одно, а люди видят совсем другое. И это интересно, ведь порой в таких несовпадениях появляются более сложные смыслы.
Артем Медведев создал скульптурную композицию под названием «Водохранители», посвященную памяти затопленных деревень района в «вилейском море». Скульптура представляет собой круглую каменную чашу с выбитыми по краям очертаниями девяти домов (как память о девяти затопленных деревнях), в которой во время дождя будет собираться вода. «Это будет очень символично, как то, что девять крупных деревень сейчас «скрыты» под водой Вилейского водохранилища», – говорит Иван.
Александр Соколов работал над одной из самых сложных скульптур «Семья», которая отражает тему семейного счастья. Две птицы, символизирующее гнездо, сопровождаются белорусским национальным орнаментом в технике «вытинанка». За счёт этого работа и потребовала более кропотливого труда.
Неповторимости реки Вилии посвящена и еще одна трудоемкая работа Павла Леонова «Нявольніца прыгажосці».
– Работа получилась очень красивой, в духе европейской пластики XX века, – говорит Иван Артимович. — В ней присутствуют моменты и скромности, и зажатости, и смущения. Тонкая и в то же время объемная по пластике вещь на финише вышла у Павла.
К слову, подобные творческие мероприятия в Вилейке уже проходили. Правда, участниками их были студенты отделения скульптуры Белорусской государственной академии искусств. Работы ребят носили учебный характер и многие из них сейчас украшают Вильянин хутор – барельеф «Вильяна», а также установлены в городе – скульптура-посвящение художнику В. Стреминскому возле кинотеатра со стороны гостиницы, композиция «Молодая семья» возле ЗАГСа и серия скульптур во внутреннем дворике Центра эстетического воспитания.
– Я считаю, что к этому пленэру Вилейка была готова, – говорит Иван Артимович. — Мероприятие было организовано на достаточно высоком уровне. Так как в прошлые годы тут проходили студенческие пленэры на достаточно хорошей ноте, то к этому пленэру местные власти были готовы и понимали, что это интересно.
Екатерина КАРПИК.
Фото автора