Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

У пчеловода из Вилейщины все пчёлы в этом году благополучно вышли из зимовки

В этом году в Беларуси повсеместно наблюдалась гибель пчёл, говорят даже, что до 70% пчёл погибли. Для нас, потребителей, это может значить только одно – мёда станет меньше, а цена – выше. В чём причина такой гибели, мы расспросили пчеловода пасеки Вязынского лесничества ГЛХУ «Вилейский опытный лесхоз» Сергея Гайчука. Кстати, у него все пчёлы благополучно вышли из зимовки.

IMG_20170725_101347

– Никакого секрета нет – пчёл нужно было хорошо подкормить сахарным сиропом на зиму. Наверное, пчеловоды поскупились на сахар, а весна выдалась неожиданно затяжная, помните, в мае снег выпал. Пчёлы не смогли вовремя вылететь из улья, им просто не хватило питания. Знаю, что некоторые пчеловоды бросились подкармливать весной, но было уже поздно: пчёлки стали вялыми и не принялись за подкормку. Ну и, конечно, важно было обработать насекомых от вредителей.

Сергей Сергеевич – пчеловод с 40-летним стажем. Работал в лесничестве. Последние шесть лет, уже будучи пенсионером, – работает на пасеке. Когда начинал, здесь было всего 6 ульев с пчёлами, уже через год количество семей выросло до 36. Теперь на пасеке 85 ульев. Есть и запас пчелиных маток для замены на следующий год.

IMG_20170725_104258

– Администрация лесхоза с пониманием относится к моим «запросам», а ведь пчеловоду нужно немало: сахар для подкормки, инвентарь (рамки, ващины), ветеринарные препараты от болезней пчёл, – рассказывает Сергей Сергеевич. – Вот в этом году я уже откачал 432 кг мёда, думаю, в общем за сезон тонну соберём.

В основном, мёд продают только своим – работникам лесхоза. Цена, ниже той, что на рынке. В целом пасека не приносит особенного дохода лесхозу, однако предоставляет возможность сотрудникам иметь полезный продукт по сниженным ценам.

IMG_20170725_100553
Платформа для «кочёвки».

Сергей Сергеевич знакомит меня со своим хозяйством. На территории пасеки высажены фруктовые деревья, выкопан колодец и вода подведена прямо к домику пчеловода, который также отремонтирован. «Пчёлки любят чистоту – поэтому вода для промывки инвентаря очень нужна», – замечает пасечник. Вот фургончик, где держат рамки. Вот платформы для «кочёвки» – иногда ульи с пчёлами вывозят туда, где больше медоносов.

Работы на пасеке много: пчёл держать – не в холодке лежать. К примеру, за два часа мёд из более, чем пяти ульев не откачаешь. А ведь их 85. Иногда пчеловоду приходится и ночевать на пасеке. Так происходит, когда он «высаживает» новый рой. Делается это исключительно затемно, поздно вечером.

IMG_20170725_100711

Сергей Сергеевич столько лет работает с пчёлами (у него и своя пасека есть), а всё удивляется их разумности. Каждая пчела знает свой улей, в другой не летит, да её и не пустят пчелки-охранники. Однако, если пчела летит «с грузом» – нектаром и пыльцой – и в пути её застал дождь, то она может залететь в любой улей – в такой ситуации примут.

Конечно, поражает дисциплина и слаженность пчелиной семьи. Здесь царит строгая иерархия, в главе которой – пчела-матка. Её задача – откладывать яйца. К ней приставлены специальные пчёлки, которые кормят её, чистят крылышки, убирают экскременты. Если матка по каким-то причинам покидает улей – семья следует за ней. Однако если же главная пчела малопродуктивная, улей выбирает себе новую матку из молодняка. Её начинают кормить, но не как обычных пыльцой и медом, но – особым пчелиным молочком.

Трутни нужны исключительно для оплодотворения матки, больше они ничего не делают, а вот мед поедают. Поэтому, когда они свою функцию выполнили, их безжалостно изгоняют из улья – умирают трутни голодной смертью. Одни пчёлки занимаются уборкой, и улей блестит. Другие выполняют функцию охранников и отвечают за то, чтобы на улей не напали другие пчелы и не разорили его, а также отважно сражаются с осиными волками, которые убивают пчел в огромном количестве. Большая часть – рабочие пчёлы, те, которые приносят нектар и пыльцу в улей. Еще одна группа постоянно машет крылышками, чтобы выпарить лишнюю влагу из полумеда (нектара, смешенного с ферментами пчелы, которая несла его в своем зобе). Так, собственно, и получается мёд.

Вид мёда, конечно, зависит от цветущих в этот период медоносов. Гречишный, рапсовый, но в основном – разнотравье. Последний и есть любимый вид пчеловода Гайчука. «Наши пчёлки издавна питались нектаром лесных и луговых цветов, они «приспособлены» к этому, – объясняет свою мысль Сергей Сергеевич. – Рапс же у нас относительно недавно. И вот я заметил, что на рапсовом меду, если его не откачивать, а оставлять пчёлкам в качестве запасов еды, они выходят с зимовки слабыми, более подверженными болезням. Вот почему я думаю, что лучший мёд – разнотравье».
Всего же у Вилейского лесхоза две пасеки. Вторая, чуть меньше, – в Куренецком лесничестве.

Ирина ТРУБАЧ.
Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 52 queries