Думаю, каждой маме знакомо чувство умиления, которое вызывают смешные «картавки» и«шепелявки» любимого малыша. Но приходит время, когда подобного рода забавные словечки перестают быть поводом для шуток и улыбок, а становятся первыми звоночками для посещения логопеда.
Младенческий крик – пока единственный способ выражения желаний и эмоций и вместе с тем – прекрасная тренировка голосового аппарата. Уже на втором месяце жизни малыш будет пытаться повторять движения ваших губ, так что разговаривайте с ним как можно больше и ни в коем случае не «сюсюкайте», а произносите слова правильно. Комментируйте все свои действия, читайте любимые стихи.
К 3-4 месяцам в лепете малыша гласные начинают сочетаться с согласными, образуя повторяющиеся слоги вроде «ба-ба-ба» или «тя-тя-тя».
В 10-11 месяцев ребёнок охотно повторяет слоги «ма-ма», но бывает сложно понять, действительно ли он зовёт маму, или же это просто случайность. Все эти достижения малыш совершает в первый доречевой этап развития детской речи.
Своевременность всех процессов на этом этапе контролирует врач-невропатолог.
Следующая ступенька речевого развития – первичное освоение языка. – К концу первого-началу второго года жизни дети обычно произносят первое слово.
Обязательно нужно помнить, что в начале второго года жизни дети повторяют всё, что слышат. Даже когда кажется, что они увлечены своим делом. Поэтому взрослым необходимо тщательно следить за теми словами и выражениями, которые они употребляют в присутствии ребёнка.
Малыш может подхватить случайно вырвавшееся у родителей «крепкое словечко» и не расставаться с ним в течение многих последующих месяцев.
В возрасте 14-20 месяцев дети начинают пользоваться речью осознанно, сообщая о своих желаниях и называя предметы, которые им необходимы. Так, говоря «ляля», ребёнок подразумевает целую фразу «я хочу куклу». Приблизительно в этом возрасте начинается самое забавное и весёлое – детки начинают изобретать свой язык, так называемые «селфмейд»-словечки или «тарабарщину». Здорово завести своеобразный дневник, в который вы могли бы записывать самые забавные «изобретения» крохи – через пару лет будете вместе хохотать над ними.
Итак, малышу пошёл третий год. Наступает этап усвоения грамматики. В этом возрасте словарный запас ребёнка составляет от 50 до 200 , а то и 300 слов. Он правильно использует местоимения «я», «ты», «мне» и строит коротенькие предложения.
В два года ребёнка желательно показать логопеду, даже если на ваше усмотрение говорит он для своего возраста хорошо и правильно. Ведь только специалист может отличить особенности произношения от так называемого «возрастного косноязычия» (временные нарушения звукопроизношения, которые проходят с возрастом). Пятилетний ребёнок по логопедическим нормам должен произносить чисто все звуки без заикания. Касается это и самых сложных в русском языке шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ), и звука Р.
Если этого не происходит, пора на приём к логопеду. Ведь при задержке речи у ребёнка замедляются навыки общения и обучения. Нужно помнить, что профилактика всегда лучше, чем исправление, поэтому рекомендуется посещать специалиста в 2 года, в 3 и 5 лет.
Заблуждением считается мнение, что для мальчиков задержки речевого развития более характерны в этом возрасте, чем для девочек. Логопедические нормы для всех одинаковы.
Любовь БРЕЛЬ, учитель-дефектолог, ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Вилейки».
Фото предоставлено автором