Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

«Картавки» и«шепелявки» – первые звоночки для посещения логопеда

Думаю, каждой маме знакомо чувство умиления, которое вызывают смешные «картавки» и«шепелявки» любимого малыша. Но приходит время, когда подобного рода забавные словечки перестают быть поводом для шуток и улыбок, а становятся первыми звоночками для посещения логопеда.

Младенческий крик – пока единственный способ выражения желаний и эмоций и вместе с тем – прекрасная тренировка голосового аппарата. Уже на втором месяце жизни малыш будет пытаться повторять движения ваших губ, так что разговаривайте с ним как можно больше и ни в коем случае не «сюсюкайте», а произносите слова правильно. Комментируйте все свои действия, читайте любимые стихи.

Брель Л. М.

К 3-4 месяцам в лепете малыша гласные начинают сочетаться с согласными, образуя повторяющиеся слоги вроде «ба-ба-ба» или «тя-тя-тя».

В 10-11 месяцев ребёнок охотно повторяет слоги «ма-ма», но бывает сложно понять, действительно ли он зовёт маму, или же это просто случайность. Все эти достижения малыш совершает в первый доречевой этап развития детской речи.

Своевременность всех процессов на этом этапе контролирует врач-невропатолог.
Следующая ступенька речевого развития – первичное освоение языка. – К концу первого-началу второго года жизни дети обычно произносят первое слово.

Обязательно нужно помнить, что в начале второго года жизни дети повторяют всё, что слышат. Даже когда кажется, что они увлечены своим делом. Поэтому взрослым необходимо тщательно следить за теми словами и выражениями, которые они употребляют в присутствии ребёнка.

Малыш может подхватить случайно вырвавшееся у родителей «крепкое словечко» и не расставаться с ним в течение многих последующих месяцев.

В возрасте 14-20 месяцев дети начинают пользоваться речью осознанно, сообщая о своих желаниях и называя предметы, которые им необходимы. Так, говоря «ляля», ребёнок подразумевает целую фразу «я хочу куклу». Приблизительно в этом возрасте начинается самое забавное и весёлое – детки начинают изобретать свой язык, так называемые «селфмейд»-словечки или «тарабарщину». Здорово завести своеобразный дневник, в который вы могли бы записывать самые забавные «изобретения» крохи – через пару лет будете вместе хохотать над ними.

Итак, малышу пошёл третий год. Наступает этап усвоения грамматики. В этом возрасте словарный запас ребёнка составляет от 50 до 200 , а то и 300 слов. Он правильно использует местоимения «я», «ты», «мне» и строит коротенькие предложения.

В два года ребёнка желательно показать логопеду, даже если на ваше усмотрение говорит он для своего возраста хорошо и правильно. Ведь только специалист может отличить особенности произношения от так называемого «возрастного косноязычия» (временные нарушения звукопроизношения, которые проходят с возрастом). Пятилетний ребёнок по логопедическим нормам должен произносить чисто все звуки без заикания. Касается это и самых сложных в русском языке шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ), и звука Р.

Если этого не происходит, пора на приём к логопеду. Ведь при задержке речи у ребёнка замедляются навыки общения и обучения. Нужно помнить, что профилактика всегда лучше, чем исправление, поэтому рекомендуется посещать специалиста в 2 года, в 3 и 5 лет.

Заблуждением считается мнение, что для мальчиков задержки речевого развития более характерны в этом возрасте, чем для девочек. Логопедические нормы для всех одинаковы.

Любовь БРЕЛЬ, учитель-дефектолог,  ГУО «Дошкольный центр развития   ребенка г. Вилейки».
Фото предоставлено автором

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 129 queries