Приручивших огонь называют файерщиками. Они знают, как одновременно вызвать у зрителей страх и восторг, виртуозно выдыхая пламя и устраивая зажигательные танцы с полыхающими в руках веерами.
Об опасностях, трюках и любви, которая появилась благодаря хобби, МЛЫН.BY рассказала артистка огневого жанра, участница файер-группы Flame of Life («Пламя жизни») из Вилейки Дарья Гордей-Голумбевская.
Коллектив существует при Вилейском дворце культуры чуть больше двух лет, объединив разных по возрасту и роду профессии людей. Его участники – заместитель директора ДК Ольга Шляпо, железнодорожник Юрий Гордей и Дарья Гордей-Голумбевская, по образованию хореограф.
Идея создать «огненную» группу принадлежит ее бывшему участнику Андрею Ламзину. В Вилейке, говорит Даша, ничего подобного ранее не было. Реакцию вилейчан на подобные шоу создатели группы увидели незадолго до ее появления во время первого рыцарского фестиваля. Тогда, вспоминает Даша, у приезжих файерщиков был аншлаг.
– После этого мы еще больше загорелись идеей создать в городе свой коллектив. В январе 2015 года собрались на первые репетиции, а дебют состоялся уже в мае: на Ночи музеев в Вилейке мы впервые презентовали 17-минутную «огненную» программу. Судя по реакции публики, уже тогда у нас получилось яркое и довольно зрелищное шоу. Кстати, с тех пор мы стали постоянными участниками и городских праздников, и мероприятий в регионе.
– Укротить огонь получилось сразу?
– Получалось не все и не сразу. Начинали тренироваться в закрытом помещении. Сначала крутили носки, в которые насыпали стакан круп. Но уже через три месяца мы взяли в руки огонь. Случалось, что горящие пои даже вылетали из рук, не всегда реквизит зажигался с первого раза. А вообще впервые встретиться с огнем было страшно.
– Файерщиком может стать каждый?
– При большом желании – да. Независимо от комплекции и пола. Как видим, девушки справляются с огнем не хуже парней. Здесь не надо быть атлетом или рвать от груди штангу, но при этом нужно быть в хорошей физической форме: подвижным и активным. Еще помимо желания обязательно должно присутствовать и чувство ритма, чтобы в такт музыки выполнять трюки. Умение красиво двигаться – дополнительный плюс, так как номер строится не только на техничном исполнении трюков, но и на красивых танцах. В итоге получается зрелищный и завершенный номер.
– Даша, а откуда такая страсть к огню?
– Огонь – одна из трех вещей, на которые можно смотреть бесконечно. Он красив, во все времена завораживал своей таинственностью и сближал людей. Есть в этой стихии что-то особенное и непредсказуемое, ведь никогда не знаешь, как огонь поведет себя.
– Какие опасности ждут человека, решившего овладеть огнем?
– Ожоги и травмы может получить не только новичок. Бывший участник Андрей хорошо крутил стафф (специальный шест), но при этом умудрился ударить себя по лицу.
– А трюки с выдыханием огня?
– Бризинг считается одним из самых опасных трюков в огненном жанре. У нас им занимается только Юра Гордей. Суть трюка заключается в том, что файерщик набирает в рот керосин, который после разбрызгивает на горящий стаф или любой факел. У Юры в принципе хватает практики, чтобы выполнить бризинг максимально безопасно. До этого он очень много тренировался на воде, чтобы не травмировать ни себя, ни партнера, ни зрителя.
– Да тут вообще не долго загореться!
– К счастью, пока у нас обходится без огневых травм. В работе с огнем мы придерживаемся строгих правил. Рядом всегда держим огнетушитель. А чтобы не стать человеком-спичкой, надеваем минимум одежды, либо на нас костюмы из шелка или льна, ни в коем случае не синтетика, которая при соприкосновении с огнем вспыхнет в один миг.
– Огненное шоу – это же не только исполнение трюков?
– Безусловно! Обычно демонстрируем полноценные театрализованные и хореографические номера, построенные на эмоциях и чувствах. Есть в них и любовь, и ненависть, и спасение. В номерах мы и сходимся, и встречаемся, и расстаемся. Помимо сюжета и способностей файерщика важную роль в номере играет музыка. К тому же она должна соответствовать мероприятию. Если это Купалье, то и номер мы готовим под народную музыку и в стилизованных костюмах. На праздник города подбираем что-то живое, на фестивале средневековой культуры сыграем легенду или средневековый танец, на мотофестивале будет только рок.
– Даша, благодаря хобби ты встретила свою любовь… Расскажи об этом?
– Мой муж Юра – тоже файерщик. До появления группы мы знакомы не были. Честно говоря, я и подумать не могла, что благодаря такому занятию у меня будет семья, родится сын… Сначала с Юрой крутили пои, потом стали готовить номер, причем в нем по сценарию мы выясняли отношения, ссорились. В итоге сделали наш дебютный номер и после решили отпраздновать! Встретились и больше не расставались! Пришел к будущей теще с букетом роз и кольцом, попросил моей руки. Я, конечно, согласилась.
– Как планируете покорять публику дальше?
– Усиленно тренироваться, расти и развиваться. Хотим выступать не только в Вилейке, но и за ее пределами. А еще поучаствовать на Международном фестивале огня. Хочется показать себя и на других посмотреть.
– Все-таки файерщики – это безумцы-экстремалы или артисты?
– Покоряя стихию, мы подвергаем себя опасности, при этом создаем полноценную красивую постановку, где есть и технические трюки, и артистизм. Выходит, что мы артисты-экстремалы.
Яна НЕВЕРОВИЧ
Фото автора и из архива группы