Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Вилейская спецшкола-интернат одна из лучших в республике в своей сфере

Немногие знают, что в Вилейской специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи уже два года функционирует ресурсный центр, который делает огромный опыт педагогов спецшколы доступным для всех заинтересованных. Да и вообще, наверное, только специалисты знают о том, что Вилейская спецшкола-интернат одна из лучших в республике в своей сфере.

Мы решили восполнить информационный пробел и попросили Марию Анатольевну ДЕРУГО, заместителя директора школы-интерната, рассказать читателям газеты о работе центра, в котором, словно в зеркале, отражается огромная, сложная многолетняя работа педагогического коллектива учреждения.

– Когда и зачем был создан ресурсный центр?

– Сегодня в образовательном пространстве нашей страны очень актуальны вопросы образовательной инклюзии для детей с особыми образовательными потребностями. Речь идет об открытии классов, где обычные ребята и дети с особенностями психофизического развития занимаются вместе. В таких условиях огромная ответственность ложится на школьных педагогов, учителей-дефектологов, которые непосредственно и занимаются с «особенными» детьми по общеобразовательным предметам. Но под определением «тяжелые нарушения речи» кроются разные виды речевых расстройств, что существенно затрудняет задачу обучения для учителей-дефектологов обычных школ. В нашем учреждении как раз накоплен огромный методический опыт по обучению деток с ТНР и трудностями в обучении (ТО), и, конечно, нужен был канал, который открыл бы его для всех желающих. Это с одной стороны.

С другой стороны, в нашей школе-интернате сложился замечательный коллектив, который нацелен на внедрение всего нового в практику своей работы. И когда в 2011 году был принят Кодекс об образовании, который постулировал, что учебные заведения могут открывать ресурсные центры, мы заинтересовались этой возможностью. И вскоре стали участниками экспериментального проекта «Апробация модели ресурсного центра в специальном учреждении образования». После его завершения был другой проект – по внедрению модели ресурсного центра, который закончился в 2015 году. С тех пор ресурсный центр вышел на постоянную работу.

– Мария Анатольевна, как налажена система работы? Что она собой представляет?

– Ресурсный центр аккумулировал весь наш дидактический и методический опыт работы с детьми с ТНР и ТО. Был создан информационный банк и каталоги, посвященные проблемам коррекции нарушений устной и письменной речи, обучения и воспитания детей с ТНР и ТО, вопросам их социализации, медиатеки и библиотеки научно-методического обеспечения специального образования детей с ТНР и ТО, видеотеки обучающих фильмов по применению дидактических средств обучения, в том числе – информационно-коммуникационных, и т.д.). Многие материалы выложены на сайте нашего учреждения. И, как мы видим по статистике посещений и скачиваний с сайта, заинтересованные люди пользуются нашими материалами. Также мы проводим семинары, мастер-классы, конференции, круглые столы, презентации для учителей-дефектологов, где разбираем актуальные вопросы своей сферы. Вот недавно на базе ресурсного центра прошёл межрегиональный семинар, посвященный проблеме формирования навыка чтения. Наши педагоги рассказывали о создании условий для успешного овладения навыком чтения, ими были даны характеристики всех видов дислексий (нарушения способности к овладению чтения и письма при сохранении общей способности к обучению – прим. автора), предложена методика коррекционной работы по каждому виду.

К тому же к нам часто обращаются учителя-дефектологи и специалисты коррекционных центров с организационными вопросами, особенно много таких вопросов у начинающих в профессии.

– Регион распространения работы ресурсного центра?

– К нам обращаются со всей республики. Министерством образования были определены спецшколы-интернаты, работающие с детьми с разными особенностями в психофизическом развитии, опыт и педагогические наработки которых были признаны годными к распространению. Так, мы являемся ресурсным центром, помогающим специалистам, работающим в сфере обучения и коррекции детей с тяжелыми нарушения речи и с детьми с трудностями в обучении. А, например, на базе Витебской общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениями слуха действует соответствующий их профилю ресурсный центр.

– А родители могут обращаться к вам?

– Да, конечно, мы принимаем родителей. В первую очередь, наши консультации направлены на повышение их осведомленности в вопросах обучения и воспитания «особых» детей. Из опыта работы рассказываем, что ожидает их ребенка в школе-интернате, какие усилия на данном этапе должны приложить родители для достижения большей эффективности обучения. И, конечно, разбираемся в каждой конкретной ситуации. А случаи бывают очень разные. Вот совсем недавно ко мне на консультацию приехала семья из одного из районов нашей области. Простая семья, с низким уровнем дохода, но хорошая в том смысле, что они прикладывали усилия для того, чтобы помочь ребенку. Ему семь лет – он не говорит. Спрашиваю, какую работу с ребенком проводил местный ЦКРОИР. Семья нанимала логопеда за собственные деньги, но результата не было. Наконец их направили к нам.

Поэтому обращаюсь еще раз к родителям: в первую очередь вы должны заметить особенности развития – не говорит, не слышит, не реагирует. Не теряйте время, ищите разные способы, стучитесь во все двери. Потому что чем раньше начинается коррекция, тем она эффективнее.

– То, что ваш опыт используется другими специалистами, с одной стороны – это признание заслуг, с другой – большая ответственность…

– Это, действительно, ответственность. И наш коллектив старается не стоять на месте. Наши педагоги школы регулярно повышают свою квалификацию и мастерство. В этом немалую роль играет тесное сотрудничество коллектива школы и кафедры логопедии Белорусского государственного педагогического университета, а также кафедры дефектологии Академии последипломного образования. Чтобы быть в курсе педагогических новинок в обучении «особенных» деток, мы постоянно приглашаем к себе на семинары или мастер-классы известных специалистов. А свои наработки педагоги школы не раз представляли для обсуждения на авторитетных научно-методических мероприятиях. Вот, например, из последнего: мы участвовали в республиканском конкурсе «Современные технологии в специальном образовании», в съезде учителей и работников образования государств-участников СНГ.

Ирина ТРУБАЧ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 134 queries