Московское издательство «Медиа» выпустило книгу нашей соотечественницы Елены Шатько «Колокольный звон Белой Руси: тысячелетие традиции». Автор издания – кандидат искусствоведения, лауреат международного конкурса по колокольному звону, этномузыковед, член Ассоциации колокольного искусства России – преподает в Белорусской государственной академии музыки. Елене Шатько удалось побывать в 280 храмах Беларуси, записать беседы с прихожанами, духовными лицами, звонарями, с помощью аудио-видеозаписей зафиксировать звучание различных колоколов. Как и человеческий голос, оно отличается тембром, уровнем тональности, чистотой звука…Как люди, колокола имеют свою биографию, свою судьбу.
Итоги изучения традиций колокольного звона Белой Руси стали материалом для двух авторских монографий Елены Шатько, а теперь вылились в книгу, которая, кроме текста, включает в себя DVD-диск с аудиозаписями, сделанными в ходе экспедиций.
Храм Всех Святых в Минске, Национальная библиотека Беларуси, многие учреждения культуры областных и районных центров уже организовали презентацию издания, запечатлевшего огромный и до этого нетронутый пласт духовной культуры белорусов.
Для Вилейки труд Елены Шатько интересен не только в его общехристианском аспекте. Книга содержит материал о колоколах храма Преподобной Марии Египетской, фрагменты бесед с бывшим благочинным вилейских приходов, настоятелем церкви Симеоном Матюхом. Благодарная память прихожан не предает забвению светлый образ Пастыря, а с ним – и традиции храма, которые фокусирует в их сознании звон колоколов. Уникальных в своем роде, – утверждает Елена Геннадьевна. Ведь звучат они на частотах в диапазоне ультразвука. Современные технологии литья к этой особенности прибегают крайне редко. Специалисты также утверждают, что по своему подбору вилейские колокола уникальны в самом деле. И таких в Беларуси больше нет.
Наша встреча с экспедицией Елены Шатько состоялась в Свято-Мариинской церкви почти четыре года назад. Был май. Канун Великой Победы. Воздух уже дышал первой свежестью распушенных берез. Солнце врывалось во внутренность храма радужным лучом, каким-то странным образом увеличивая пространство, словно раскрывая его навстречу Небу.
Звонарь Василий Муренко делился с тележурналистами своими ощущениями от соприкосновения с таинством колокольного звона: иду в храм больной, возвращаюсь – здоровый. Благостная аура, которую излучают колокола, создает одновременно и чувство телесного комфорта. Это тоже признается наукой.
Колоколит Василий Максимович Муренко — «Колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси»
Мир нынче вступил в весьма примечательную полосу своего развития. Генная инженерия, создание искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей… Фантастика неотделима от реальности. Но колокол, как сущность, несущая живой звук, не участвует в этой техногенной гонке. Он совершенен, как творение человеческих рук, которое получает духовную энергию Неба. Об этом мы и рассуждали с Еленой Геннадьевной, слушая плывущий над Вилией мелодичный «малиновый» звон. Недаром ведь, когда закрывались в стране церкви, люди стремились уберечь колокола, живую душу храма и того селения, где он возносился.
– Без колокола церковь угрюма,– вспоминаю слова отца Симеона. – Колоколят и мыслями, и душой, и телом. Так отзывался благочинный о звонарях церкви. Извлекая звук из совершенного инструмента, они с помощью молитвенного слова создавали мелодию колокольного звона. Ту, которая, было у Елены Шатько и такое опасение, могла безвозвратно исчезнуть вместе со своими исполнителями. Сегодня Елена Геннадьевна настроена более оптимистично. Уникальное искусство, как показал многолетний опыт его изучения, имеет будущее. У мастеров находятся преемники. Жизнь колоколов и жизнь храмов продолжается. Потому и материал, представленный в книге Елены Шатько, можно назвать оригинальной историей белорусской православной церкви.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото Сергея ПОЖОГИ