БАНЯ
На протяжении веков у всех народов посещение бани преследовало одну цель – оздоровление и очищение тела, снятие нервного напряжения и переутомления. Баня благотворно влияет не только на наше физическое состояние,но и на душевное. Это известно каждому. Также известно, что японская электротехника одна из лучших и надёжных в мире. Тем не менее они тратят на рекламу около пяти миллиардов долларов в год. Думаю, и польза от бани и парной нуждается хотя бы в небольшой рекламе через районные печатные СМИ.
Баня лечит. Во время эпидемии гриппа люди,регулярно посещающие баню, заболевают гораздо реже остальных. Это связано с закаливанием организма, приобретением иммунитета против простудных и инфекционных заболеваний. Положительные эмоции от парения (особенно в хорошей компании) также усиливают защитные силы организма.
Баня – одно из средств для похудения. При посещении бани можно снизить вес в зависимости от индивидуальных особенностей на 0,5 — 1,5 кг, если воздержаться от еды и неумеренного потребления жидкости в течении двух часов после парной.
Баня очищает кожу. В парной пот вместе с горячим воздухом удаляет из пор кожи грязь, омертвевшие слои, создаёт условия для замены мёртвых клеток новыми. Болезнетворные микробы погибают при высокой температуре. Резкое изменение температуры при смене жара на прохладу воды улучшает снабжение кожи кровью, усиливает деятельность сальных желёз, повышает упругость кожи.
Баня полезна страдающим ревматизмом, радикулитом и другими заболеваниями. В горячей бане распариваются поражённые болезнью суставы, улучшается их подвижность, снимаются боли. Особенно полезна парилка, насыщенная ароматом берёзового веника и других ароматных растений и трав, при насморке, бронхите, заболеваниях верхних дыхательных путей. Успешно можно лечиться в бане при вывихах, ушибах и растяжениях. Надеюсь, об этом более подробно и квалифицированно расскажут на страницах газеты врачи различных специальностей районной больницы или поликлиники.
Посещая баню с первых лет своей жизни, а вилейскую баню №1 с середины прошлого века, уверенно могу сказать: после бани и парилки исчезает нервное напряжение, снимается физическая усталость, поднимается настроение, улучшается аппетит. Появляется ощущение лёгкости, бодрости. Баня полезна всем!
БУФЕТ
Когда из бани неожиданно исчез буфет, она потеряла некоторую часть своей привлекательности. Как следствие, уменьшилось, пусть ненамного, количество посетителей. Проблема обостряется в зимний, холодный период. Вместо того, чтобы посидеть часок в кругу товарищей за кружкой кваса, минералки и «остыть», приходится сразу выходить на морозный воздух.
Если содержание буфета в бане экономически невыгодно, можно заменить его выездной торговлей, используя освободившиеся площади или громадный вестибюль. В городе много продовольственных магазинов и один универсам, которые могут оказать такую услугу. Часто вижу, как в выходные около рынка разворачивается выездная торговля. На ветру и морозе. Почему бы не оказать такую услугу в те же выходные дни в бане, в тепле. Если государственную торговлю такой вариант не устроит, можно предложить частникам, в городе есть и такие, думаю, они не откажут в удовлетворении потребности в холодных и горячих напитках посетителей городской бани.
АВТОБУС
Есть ещё одна проблема, влияющая на активность посещения бани, внешняя. Баня №1 находится на окраине города, внизу и на приличном расстоянии от автобусных остановок всех маршрутов. Если в тёплое время можно доехать на велосипеде, что многие и делают, или неспешно прогуляться до и после бани, то зимой возникают проблемы, особенно у людей пожилых. Таких немало среди посетителей бани. Мороз и гололёд – одна из причин сокращение посещений бани в зимнее время.
После долгих и напряжённых размышлений увидел возможность решения проблемы, которая может помочь не только городской бане, но и работникам молокозавода и жителям южной, малоэтажной части города. Это корректировка автобусного маршрута №4 от остановки «площадь Центральная» до остановки на улице Толстого и в обратном направлении (смотри схему №1).
Так уж сложилось, что все пять городских автобусных маршрутов проходят по улице Красноармейской, на которой из общественно значимых объектов остался только старый корпус районной больницы,куда мы чаще всего попадаем на скорой помощи. Существует реальная возможность, не изменяя общую схему, направить маршрут №4 от остановки «площадь Центральная» по ул. 17 Сентября, участку ул. Садовой до городской бани, затем по ул. Партизанской до молокозавода, по ул.Толстого до остановки «улица Толстого», дальше по-прежнему маршруту и в обратном направлении. Перед городской баней столетиями существует площадь, размеры которой позволяют организовать и остановки,и автостоянку. Эта историческая площадь уже давно «просит» реконструкции. Возле молокозавода тоже есть небольшая площадка для устройства остановок,и молокозавод может, при желании, поучаствовать в этом полезном деле. Эта мера должна увеличить количество любителей парилки, особенно в зимнее время.
Обратил внимание на ситуацию, не имеющую прямого отношения к бане. Урочище «Дубовка», видимо, лесопарк, включено в пределы городской черты. Проложены пешеходные дорожки, установлены мусоросборники, организована автостоянка, но не обслуживается общественным транспортом.
Возможность такая существует (см. схему №1). Из жилого района «Зенит», находящегося рядом с дорогой на объездную магистраль через Ручевые, нет прямого выезда. Необходимо построить всего 300 м дороги, которую можно использовать для автобусного маршрута. Этот участок может войти в городскую черту и быть улицей или оставаться дорогой на территории района.
Ещё одна не совсем приятная ситуация сложилась около Дома быта. В сторону вокзала есть остановка, в сторону центра – нет. Несколько лет назад пытались решить вопрос остановки на ул. 17 Сентября – не получилось по «объективным» причинам. Предлагаю рассмотреть возможность устройства остановки в сторону центра города возле универсама «Алеся» на ул. Игнатия Ходьки – места для устройства остановки достаточно. Автобусы от остановки «Площадь Свободы» направить по ул. Интернациональной, ул. Партизанской, ул. Игнатия Ходьки до универсама, дальше – по существующему маршруту (смотрите схему №2).
Анатолий КАПТЮГ, пенсионер, член Белорусского Союза архитекторов
Очень даже интересные предложения!!! Что косается маршрутных автобусов очень даже интересно!!!