Отделение по гражданству и миграции Вилейского РОВД – одна из немногих служб, в которую рано или поздно обращаются все жители и гости нашего района. Ведь в компетенции работников отделений по гражданству и миграции находятся вопросы оформления и выдачи паспортов, контроля за режимом пребывания на территории Вилейского района иностранных граждан и лиц без гражданства, работа с обращениями граждан и т.д.
В Республике Беларусь 17 декабря отмечается профессиональный праздник службы – День образования подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел. В преддверии праздника мы побеседовали с начальником отделения по гражданству и миграции Вилейского РОВД Смоленской Мариной Владимировной.
– Марина Владимировна, в нынешнем году подразделения по гражданству и миграции МВД отметят свое 96-летие, а с чего все начиналось?
– Надо сказать, что регулирование миграции собственных граждан и иностранцев являлось и является необходимым условием обеспечения целостности государства, национальной безопасности, общественного порядка, прав мигрантов и населения страны. Исторические корни образования подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел Республики Беларусь уходят вглубь веков.
Паспорт («пассе порт» значит «пересекая порт»), как таковой, в XVII веке ввел Людовик XIV. Первоначально он обозначал разрешение на проезд через порт. Потом это слово стало означать документ, удостоверяющий личность предъявителя. Паспорт давал право на отлучку с постоянного места жительства, а позже – на выезд за границу.
Самые первые исторические паспорта значительно отличались от тех, с которыми мы привыкли иметь дело. Издавна на белорусских землях своеобразным удостоверением личности был народный костюм. По его орнаменту можно было определить, из какого региона его обладатель, сколько ему лет и какой у него социальный статус.
Некое подобие сегодняшнего паспорта появилось только во времена Петра I. Так,6 июня 1724 года был издан царский указ, с которым справедливо связывают установление единой паспортной системы в России. Существовали «проезжие грамоты» Петра I, которые помогали властям облегчить сбор подати и контроль над рекрутской повинностью.
С 1895 года на основе «Устава о паспортах» некоторым гражданам России начали выдавать «вид на жительство». С 5 октября 1906 года официальный документ, удостоверяющий личность граждан в России, стал называться «Паспортной книжкой». В ней указывались фамилия владельца, его имя и отчество, семейное положение, дети, особые приметы и место жительства. Паспортная система, пускай и не самая совершенная, все-таки служила преградой для свободных разъездов.
После революции паспортная система была отменена, однако уже скоро была сделана первая попытка её восстановления. 5 октября 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет о «трудовых книжках для трудящихся», которые фактически были паспортами. Эти книжки граждане были обязаны предъявлять как удостоверение личности, а настоящее удостоверение личности было введено декретом ВЦИК в 1923 году.
Для граждан впервые устанавливалась единая форма удостоверения со сроком действия до трех лет. В качестве документов, удостоверяющих личность, использовались также метрики и разные «мандаты».
17 декабря 1920 года решением II съезда Советов Белоруссии были созданы Народный комиссариат внутренних дел Советской Социалистической Республики Белоруссии (далее – НКВД). В составе НКВД был образован подотдел иностранных подданных. Основными функциями его являлись: регистрация прибывающих в Беларусь иностранных граждан, выдача им видов на жительство и разрешений на выезд,регистрация беженцев. Кстати, именно эта дата и является днем основания нашей службы.
Настоящая паспортная система была введена в СССР в конце 1932 года, когда потребовался административный учет, контроль и регулирование передвижения населения страны из сельских районов в промышленные и обратно. В 1937 году в паспорте впервые появилась фотокарточка.
Во времена, когда наши земли находились в составе Второй Речи Посполитой, с 1921 по 1939 годы, граждане имели возможность уезжать на заработки в другие страны. Одни выбирали относительно близкую Прибалтику и устраивались на работу в Латвии или Эстонии, другие уплывали за океан и искали лучшей доли в США или странах Латинской Америки. Одной из наиболее популярных стран, куда уезжали граждане была Аргентина.
Паспорта образца 1953 года были немного меньшего формата, обложка была тёмно-зелёного цвета. Выдавались такие паспорта на 10 лет с последующей заменой. Во время «оттепели» власти начали выдавать долгожданные бессрочные паспорта. Их получали граждане старше 40 лет. Иногда в паспорта также ставились специальные отметки, например, группа крови и резус фактор, право на ношение радиостанции, сведения о наличии судимости, информация о предыдущем гражданстве лица.
В середине 1970-х годов произошло полное уравнение в паспортных правах всех жителей страны. Именно тогда всем без исключения разрешили иметь совершенно одинаковые паспорта.
В 1992 году была создана Государственная миграционная служба при Государственном комитете по труду и социальной защите населения Республики Беларусь. В системе МВД Республики Беларусь изначально было две самостоятельных службы: паспортно-визовая служба и служба виз и регистрации. В такой организационной структуре паспортные отделы и отделы ВИР существовали до ноября 1993 года.
В период становления Республики Беларусь как независимого, суверенного государства одной из первоочередных задач явилось формирование атрибутов государственности, обеспечение реализации прав граждан на свободу передвижения и выезда за границу, создание собственной системы учета населения во всех его социально-экономических проявлениях.
– На Ваш взгляд, какими качествами должен обладать сотрудник, чтобы работать в Вашей службе?
– Работа в отделении по гражданству и миграции непростая. Здесь требуются и знания юриста, и навыки психолога, и переводчика. В подразделении, например, работает Татьяна Зиброва, которая в совершенстве владеет английским языком. Порой приходится иметь дело и с непростыми по характеру людьми, есть и пожилые, одинокие люди, которые, помимо получения паспорта, хотят высказаться, просто поговорить. Мы не имеем права отказать им в приеме, должны выслушать, решить их вопрос (если это в компетенции службы) и пойти на встречу – расположить так, чтобы человек ушел полностью удовлетворенный.
– Чтобы Вы хотели пожелать своим коллегам, как нынешним, так и тем, кто находится на заслуженном отдыхе.
– Мы хорошо знаем, что престиж службы и значение того, что она делает, далеко не всегда определяется объёмом выполняемых задач. Небольшие коллективы могут хранить великие традиции профессии, опираясь на них, способствовать развитию службы весьма плодотворно, эффективно и целенаправленно. Я рада, что в разное время мне посчастливилось работать с настоящими профессионалами своего дела: Мечай Александром Александровичем, Новаш Еленой Михайловной.
Пусть всегда у всех вас, уважаемые сотрудники и ветераны отделения по гражданству и миграции, будет сто причин для счастливых улыбок, любовь, понимание в семейных очагах, почет и успех на работе, а также тепло и спокойствие в ваших сердцах!
– Огромное спасибо, Марина Владимировна. С профессиональным праздником, пусть Ваша служба приносить пользу обществу и удовлетворение Вам.
Подготовил Сергей ГОНЧАР.
Фото представлены ОГиМ Вилейского РОВД