Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

На региональном семинаре обсуждались вопросы профилактики суицидального поведения в молодёжной среде

В конце ноября в актовом зале поликлиники УЗ «Вилейская ЦРБ»  состоялся региональный обучающий межведомственный семинар, в рамках которого рассматривались актуальные вопросы профилактики суицидального поведения в подростковой и молодёжной среде.

В начале встречи плодотворной работы пожелал участникам Сергей Гринцевич, заместитель главного врача по медицинскому обслуживанию районной больницы.
Недавний случай с подростками в Пскове всколыхнул общественность. Кажется, «где та Россия…», но ведь менталитет общий.

Как правило, первыми замечают, что подросток не совсем благонадёжен с точки зрения психического состояния, психологи. Практически в каждом учебном заведении работают квалифицированные специалисты, однако не стоит забывать и то, что именно родители в первую очередь создают «погоду в доме», а это значит психологический климат в семье. Физическая боль переносится в разы легче, чем психологическая. Об этом нужно всегда помнить, общаясь со своими детьми-подростками.

В чём же дело, каковы предпосылки для такого поведения подростков?

– Существуют причины, которые связаны с биологическими процессами и вызваны, к примеру, нехваткой гормона серотонина (гормон счастья), низкой концентрацией холестерина, высоким уровнем картизола (гормон стресса). Раньше, когда люди чаще занимались физическим трудом и все свои эмоции вкладывали в работу, уровень стресса был низкий. А вот в современном обществе совсем иначе, много кому приходится выполнять то, что не хочется делать.

– На фоне этого вырабатывается гормон стресса, который провоцирует агрессивное поведение, – говорит Николай Кежун, врач психиатр-нарколог. – Есть психологические причины поведения, такие как расстройство адаптации. Возникает стрессовая ситуация, а в результате того, что ребёнок обладает импульсивностью и не может контролировать свои эмоции в этот момент, он совершает такой поступок.

У подростков часто происходит расстройство эмоций поведения, регулярно происходят перепады настроения. Очень часто поведение зависит от типа темперамента, от того, как реагируют родители, ведь ребёнок наблюдает и копирует. Зачастую дети повторяют определённую модель поведения, информация о которой, благодаря развитию технологий (интернет, социальные сети), моментально распространяется.

Сегодня много говорят о депрессии, которая бывает не только у детей и подростков, но и у взрослых,и пожилых людей. Она существенно отличается у мужчин и женщин. Во многом это связано с воспитанием. Мальчик должен быть «мужиком» – плакать нельзя, ты мужик и должен быть сильным, быть отцом семейства. А каждый человек – это личность, но не каждый может загнать себя в рамки. И поэтому приходится мужчинам выходить из этого состояния употребляя «антидепрессант», который продаётся без рецептов в магазине. Человек принимает этот антидепрессант и у него падает уровень критики, появляется возможность совершать какие то менее обдуманные поступки.

– Сейчас существует акцент “на вынос” психотерапевтической и психологической помощи в народ. Специалисты «выходят в люди», общаются с педагогами, родителями и детьми, – продолжил Николай Кежун. – Настало время, когда «печать карательной терапии» стала уходить. Психологи и педагоги должны почувствовать или увидеть те предпосылки, которые подросток демонстрирует своим поведением.

О том, как с вопросами суицида работает врач-нарколог рассказал Максим Поклад.

– Очень часто среди лиц, которые добровольно расстались с жизнью, встречаются люди с содержанием алкоголя в крови, но не состоявшие на учёте. Обычный человек вдруг потерял работу и начал выпивать. Алкоголь повышает его уровень агрессивности и подталкивает его к необдуманному поступку.

Своим опытом работы поделилась Елена Вейс, врач-нарколог из Смолевичской ЦРБ.

– Все мы были подростками. Каждый знает, что путь становления взрослой личности очень сложный и тернистый, и зачастую подростки предоставлены сами себе.  Ему самостоятельно приходится решать ряд проблем, находить своё место в жизни, находить себя. Подросток хочет общаться на равных, чтобы к нему относились как к взрослому, но он натыкается на непонимание и ряд проблем. Так он попадает в кризис и каждый сам решает, как с ним справляться. Можно бороться и пытаться найти верное решение, а можно сдаться. Уход от проблем – это одна из первооснов к саморазрушению.

– Подростки делят мир только на чёрное и белое. Мы сами их так воспитываем, формируя моральные ориентиры, говоря, что такое хорошо и что такое плохо, – продолжила Елена Викторовна. – Взрослея, подросток понимает, что эта схема не действует. Не существует исключительно хороших или плохих поступков, существуют оттенки. Необходимо воспринимать подростка как равного, давать ему повод раскрыться, задавать открытые вопросы. Главное донести подростку мысль, что в этой жизни всё решаемо. Что всегда есть к кому обратиться и получить помощь.
Понятно, что каждый специалист рассматривает этот вопрос со своей точки зрения.

Своим взглядом поделилась  врач-психотерапевт из Молодечненского диспансера Елена Малашко.

– Саморазрушительное поведение присуще только человеку. Несомненно, что человек, совершающий этот акт, страдает от душевной боли, находится в состоянии стресса, ощущает своё бессилие. К сожалению, суицид – это запретная тема, овеянная рядом мифов. Не стоит идеализировать эту тему и тиражировать информацию, но и замалчивать проблему также не стоит. Нужно больше говорить о профилактике, так как проблема не нова, а известна с древности.

О том, как организовать профилактическую помощь в учебных учреждениях, рассказала  психотерапевт Ольга Бодренкова.

– Каждое учебное заведение имеет «своё лицо», свои порядки и правила. Важно, чтобы программа профилактики была разработана специалистами индивидуально для каждого заведения. Нужно уделять внимание работе с родителями, учениками по различным темам, а не только по суицидам. Также необходимо проводить эти мероприятия регулярно.

На родительских собраниях необходимо приводить статистические данные, рассказывать о поведенческих особенностях, о факторах риска и его оценке, о том, куда можно обратиться в сложной ситуации.

– Дети-подростки, практически «заложники» ситуации. Взрослый человек может поменять работу, уехать в другое место, поменять семейное положение, отправиться в путешествие, – говорила Ольга Михайловна. – А вот ребёнок живёт в условиях, когда он мало что может изменить. У него появляется чувство безнадёжности.

В ряде случаев родители даже не догадываются об эмоциональном состоянии ребёнка, при этом подростки делятся своими переживаниями, но не с родителями. Важно прислушиваться к ребёнку, найти к нему подходы. В кризисной ситуации человек привлекает внимание, он как бы «кричит» о помощи.   Зачастую в речи подростка слышны слова-сигналы: «я никогда…», «всегда…», «всегда меня будут…», «ничто», «вечно»– эти слова вместе с изменением поведения должны привлечь внимание.

В учебных заведениях желательно формировать команды, которые будут работать с кризисными состояниями. При этом в составе таких команд должны быть не только психологи и волонтёры, но и представители администрации.
Самое важное в кризисной ситуации, дать возможность высказаться.
Нельзя игнорировать намёки, спешить окончить разговор. Нужно поддерживать человека.

Кризисная ситуация должна длиться не более трёх месяцев, если она не прошла, то возможно необходима медикаментозная помощь. Не нужно быть «супергероем» и пытаться спасти мир, нужно принимать помощь друзей и знакомых.

Отдельная часть семинара была отведена для ответов на животрепещущие вопросы. Подводя итоги семинара, хотелось бы сказать, что зачастую для любого человека главное чувствовать себя нужным.
Берегите себя и своих близких!

Ольга ЗЕНЮК.

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 131 queries