За два месяца 150 субъектов хозяйствования добровольно уточнили налоги и внесли в бюджет 213 тыс. деноминированных рублей.
Уточни налоги и спи спокойно. Сегодня контролирующие органы все чаще ориентируют свою деятельность на профилактику нарушений, в том числе это касается и сферы налогообложения. Профилактика нарушений направлена не на фиксирование правонарушения, а на его предотвращение.
Все субъекты предпринимательства должны помнить, что если их партнеры по бизнесу оказались «неблагонадежными» и в их деятельности выявлены нарушения, то финансовая милиция может направить письменное сообщение о самостоятельном уточнении налога от произведенной сделки. Такой подход предусмотрен Указом Главы государства от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов».
Следует отметить, что в настоящее время нормы Указа № 14 финансовой милицией применяются довольно часто. Только в июле – августе текущего года управлением направлено более 150 подобных сообщений. Получившие их субъекты предпринимательской деятельности добровольно подали уточненные расчеты в налоговые органы и самостоятельно уплатили в бюджет более 213 тыс. деноминированных рублей.
Стоит добавить, что всего по фактам взаимодействия с сомнительными партнерами в поле зрения столичной финансовой милиции уже попали около 700 субъектов хозяйствования. В настоящее время готовятся соответствующие документы в адрес их должностных лиц.
Вместе с тем, субъекты хозяйствования, которые добровольно подают уточненные налоговые декларации и уплачивают налоговые платежи, освобождаются от административной ответственности, что позволит предприятию сэкономить до 20 процентов от подлежащей уплате суммы. Соответствующие изменения уже внесены в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Необходимо учитывать и то, что в случае игнорирования направленной финансовой милицией письменного сообщения, контролирующие органы вправе назначить и провести проверку финансово-хозяйственной деятельности таких субъектов хозяйствования с последующим привлечением их к административной ответственности, что явно не отразится на укреплении положительного имиджа и деловой репутации субъекта хозяйствования.
Нелишне напомнить, что положительный имидж и деловая репутация субъекта хозяйствования, которые, в том числе, зависят от частоты привлечения к административной ответственности, напрямую влияют на формирование контролирующими органами координационных планов контрольной (надзорной) деятельности, которые основываются на анализе факторов риска.
Как показывает практика, уже с момента внедрения данного механизма добросовестные налогоплательщики с пониманием относятся к информации о неблагонадежности их партнеров: самостоятельно вносят корректировки в бухгалтерский учет и уплачивают пересчитанные налоги.
Инициатором и разработчиком Указа № 14 выступил Комитет госконтроля Беларуси, который изучил опыт Италии, Сингапура, Великобритании, ЮАР, США, Казахстана, России и других стран при подготовке проекта указа. Проект был поддержан Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь.
Анализируя практику применения Указа № 14, можно сделать вывод о том, что внедряемый данным актом механизм самостоятельного исчисления и уплаты налогов по сделкам с «неблагонадежными» контрагентами позволяет серьезно декриминализировать бизнес, а также уменьшить количество плановых и внеплановых проверок.
А. Ф. ДУНЕЦ, начальник Молодечненского межрайонного отдела управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Минской области и г. Минску