Созданная в Республике Беларусь система обеспечения законности и правопорядка строится на принципах: верховенства закона; равенства всех граждан перед законом; неотвратимости наказания.
В нашей стране эффективно действуют институты власти, обеспечиваются конституционные механизмы функционирования всех ее ветвей. Малейшие попытки подорвать государственные устои неукоснительно получают отпор. Любые проявления экстремизма пресекаются еще в зачатке.
Функционирование системы экономических отношений, социальная защищенность, высокие социальные стандарты, достойный заработок позволяют гражданам удовлетворить свои повседневные потребности, реализовать законные интересы в различных сферах, совершенствоваться.
За годы независимости в Беларуси проведена масштабная работа по совершенствованию системы законодательства. Осуществлена комплексная систематизация законодательства, принято 26 кодексов. Общее количество нормативных правовых актов составляет более 132 тыс.
24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон). Положения Закона направлены на последовательное совершенствование антикоррупционного законодательства Беларуси, в частности, принятие дополнительных мер по снижению мотивации должностных лиц к коррупционному поведению, повышению осознания неотвратимости наказания за коррупционные преступления, а также на максимальное усиление роли общественности в выявлении фактов коррупции и информировании об этом правоохранительных органов. Закон является целостным документом, определяющим в том числе ограничения, устанавливаемые для должностных и приравненных к ним лиц, регулирует порядок декларирования доходов и имущества таких лиц.
В стране функционирует система правоохранительных органов и судов, стоящая на страже законности и обеспечивающая правопорядок.
Обеспечивается доступность механизмов правовой защиты граждан, возможность каждому в судебном, административном порядке или путем обращения в правоохранительные органы отстоять свои права.
В 2015 году Беларусь второй год подряд заняла 50-е место в рейтинге по индексу верховенства права по итогам исследований, проведенных международной неправительственной организацией (The World Justice Project). Наши ближайшие соседи – Россия и Украина – расположились на 75-й и 70-й строчках рейтинга соответственно.
Одним из основных органов, чья деятельность непосредственно направлена на обеспечение законности и охрану правопорядка, выступают органы внутренних дел.
После обретения страной государственного суверенитета результатом планомерно проводимой работы органов внутренних дел явилось отсутствие в республике криминальных войн, сопровождающихся гибелью людей. В отличие от многих развитых стран мира в Беларуси преступления с применением огнестрельного оружия носят эпизодический характер, исчезли факты заказных убийств, захвата заложников.
Об эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с правонарушениями свидетельствуют следующие статистические показатели.
По данным МВД Республики Беларусь, в I полугодии 2016 г. благодаря активным действиям правоохранителей отмечается снижение общего количества преступлений на 1,8% (в том числе умышленных причинений тяжких телесных повреждений – на 7%, краж – на 7%, а также общего числа потерпевших в стране – на 4%) к аналогичному периоду 2015 года.
В условиях политической и террористической напряженности в мире белорусской милицией принимаются меры по недопущению незаконного оборота оружия и боеприпасов, предупреждению правонарушений, связанных с их применением. С 11 по 15 апреля текущего года на территории республики проведено оперативно-профилактическое специальное комплексное мероприятие «Арсенал», направленное на активизацию добровольной сдачи, а также изъятие у населения незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, выявление и устранение нарушений порядка оборота оружия и боеприпасов.
Во взаимодействии с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, другими природоохранными организациями на постоянной основе проводятся совместные мероприятия по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства, осуществляется выявление и изъятие оружия у браконьеров.
В целях недопущения распространения наркомании в Беларуси и сохранения здоровья нации основные усилия подразделений наркоконтроля республики направлены на пресечение преступной деятельности наркосбытчиков, выявление и перекрытие каналов поставки и транзита наркотиков, обнаружение и ликвидацию подпольных нарколабораторий, изъятие из незаконного оборота особо опасных синтетических психотропных веществ.
В результате предпринятых практических мер за первые
6 месяцев 2016 г. в Республике Беларусь органами внутренних дел выявлено почти 3,4 тыс. наркопреступлений, из них более 1,5 тыс. связаны со сбытом. В ходе проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий пресечено 27 каналов поставок наркотиков в республику из-за границы, а также их транзитных перевозок. В рамках возбужденных уголовных дел из незаконного оборота изъято более 100 кг наркотических средств и свыше 16 кг психотропных веществ. Пресечена деятельность 5 подпольных нарколабораторий, а также выявлено 13 помещений, специально приспособленных и оборудованных для выращивания наркосодержащих растений.
С 1 января 2012 г. в нашей стране функционирует новая следственная структура – Следственный комитет Республики Беларусь, который представляет единую и централизованную систему государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства.
Как заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая 11 февраля 2016 г. на расширенном заседании коллегии Следственного комитета, «решение о создании Следственного комитета было правильным и обоснованным. Улучшились показатели следственной работы. Но мы это делали не для показателей. Это было сделано ради людей». При этом Глава государства ориентировал следователей на то, что их задача – рассмотреть в установленный срок каждое заявление, при наличии состава преступления незамедлительно возбудить уголовное дело, а затем его расследовать, собирать доказательства и искать виновных. «И не надо следователям также ждать от оперативников какого-то готового уголовного дела, чтобы его красиво подписать, подшить или отправить прокурору, – сказал А.Г.Лукашенко. – Помните, что за вашей работой стоят простые люди, которые хотят, чтобы их права были защищены, а виновные наказаны!».
В июле 2016 г. на очередном заседании коллегии Следственного комитета главным стало обсуждение практики выяснения обстоятельств гибели граждан. В I полугодии 2016 г. отмечается снижение числа жертв убийств со 163 до 145 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем причины совершения в текущем году убийств, как и прежде, в значительной степени обусловлены длительным злоупотреблением алкоголем как преступниками, так и жертвами.
По словам Председателя Следственного комитета Носкевича И.Д., «одна из главных задач комитета – не только выяснить, почему произошла трагедия вчера, но и способствовать тому, чтобы она не повторилась завтра».
В Республике Беларусь функционирует независимая и эффективная судебная система.
В рамках укрепления законности и правопорядка судебные учреждения Беларуси на практике эффективно обеспечивают принцип верховенства права.
Отлаженный процесс правосудия в нашей стране отвечает требованиям времени, действенно защищает законные интересы граждан и соответствует международным стандартам.
Согласно статье 125 Конституции Республики Беларусь, надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов возлагается на органы прокуратуры.
Ключевыми направлениями деятельности органов прокуратуры являются защита прав и законных интересов граждан, общественной безопасности и экономических устоев государства.
Материалы представлены Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь с использованием информации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь.