Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Вилейчанка, которая была главным кулинаром на многих свадьбах

Екатерина Иосифовна Малыхина – личность в нашем районе, да и за его пределами, небезызвестная. Она  была главным кулинаром на многих свадьбах. Сколько их было более чем за тридцатилетний вилейский период жизни тети Кати, она и сама сказать не может. Точно одно – счет был на сотни. А ведь еще были банкеты на дни рождения и просто заказы отдельных блюд – чаще ее знаменитых печений «грибочков», «клубничек», «желудей», «каштанов» и торта «шишка».

Е.И.Малыхина возле своей коллекции сувениров

В прошлом году Екатерина Иосифовна отметила 75-летний юбилей. И, однако, несмотря на почтенный возраст, вторую группу инвалидности, тетя Катя полна энергии и энтузиазма. За рецептом активной жизненной позиции, освоить который не мешало бы многим из нас, мы и отправились к Малыхиной.


– Екатерина Иосифовна, Вы еще выступаете в качестве шеф-повара на свадебной кухне?

– Уже нет. Последний раз была в прошлом году. Всё-таки такие объемы работ, требующие провести на ногах несколько дней у плиты, мне уже трудновато осилить. К тому же сейчас все чаще свадьбы проводят в кафе или ресторанах, где свои повара. Однако без дела не сижу — вот на днях еду в Гродно, чтобы организовать праздничный стол по поводу дня рождения своему знакомому. А свои фирменные печения выпекаю всегда. Ко мне часто заглядывают соседские дети с друзьями: «воды выпить» или «полы вымыть», но я-то знаю, что приходят они за угощениями и посмотреть мою коллекцию сувениров. И мне приятно их порадовать. Я и сама люблю ходить в гости: например, вот уже собираюсь зайти в отделение дневного пребывания для инвалидов «Ласточка» ГУ «ВТЦСОН». Готовлю и для церковных праздников в приходе Свято-Мариинской церкви, в который я хожу. Ну и на встречи нашего общественного объединения бывших несовершеннолетних узников концлагерей я тоже не хожу с пустыми руками. Поэтому кулинарной практики мне хватает.
– А первый свой опыт приготовления свадебного меню помните?
– Конечно. Это была молодежная свадьба на целине. У нас имелись 17 килограмм говядины и около ста приглашенных гостей. Мы подумали и сделали борщ с мясом, а к нему ведро картошки. Так что, мое первое свадебное меню было весьма скромным, но от того, что столы не ломились от яств, свадьба не была менее веселой. Сейчас в моей собственной кулинарной книге около 30 горячих блюд из мяса, а еще десятки рецептов закусок и салатов. А вот печений я могу испечь 49 видов, но чаще всего делаю только 12.
– Но Вас приглашали и приглашают ведь не только потому что Вы хорошо готовите, но и потому что делаете из блюда картинку. Букеты цветов на караваях, многоярусные торты с тестовыми фигурками, дары природы, словно настоящие. Откуда такое мастерство? И к слову, у Вас есть поварское образование?
– Я не знаю. Просто я вижу, представляю, как должно выглядеть блюдо. А когда делаю, еще и совершенствую, добавляю что-то, пока не пойму, что вышло хорошо. Раньше я готовила не только съедобные украшения для свадебного стола. Если люди просили, то делала и куклы-символы, которые по традиции ставили на стол молодоженов. Вот остался аист, который в клюве держал колыбельку с младенцем. Помню в детстве, когда мы жили в Карелофинске, я вместе с другими девчонками рисовала местным цветы и птицы на обоях, люди их охотно покупали. Я всегда что-то мастерила, эта склонность была у меня сколько себя помню.
А образования поварского нет, как нет и никакого другого. Все мое образование 1,5 года школы.
– Вы вспоминали целину, теперь Карелофинск. Откуда такая широкая жизненная география?
– Я родилась в 1940 в деревне Мартиновцы на Браславщине. В 1942 году меня вместе с родителями угнали на работы в Германию, оттуда мы вернулись в 1946 году. Свою хромоту я «привезла» из Германии. Там у меня воспалился коленный сустав, врачи проводили какие-то манипуляции с коленом и повредили сухожилия. Вернувшись, папа долго меня отхаживал, сделал своеобразный тренажер и заставлял меня заниматься, парил мои ноги отваром карликовой березы. В результате я стала наступать на носочек больной ноги и так смогла передвигаться. Потом у родителей родились пятеро детей – сыновья. В 1951 году наш дом, как и вся деревня, сгорел, и наша семья уехала сначала в Карелофинск (Карелия, Россия), а потом в село Присновка Северо-Казахстанской области. Семья у нас большая, а потому я, как самая старшая, рано пошла работать. Потому и не получила образования. Я научилась читать только во взрослом возрасте. Помню такой случай: я работала в селе дояркой, была на хорошем счету, имела многочисленные грамоты и благодарности за труд, поэтому меня назначили, а значит, и выбрали депутатом местного Совета. И вот перед одним из собраний мне выдали бумажку и велели выступить по ней. Но я тогда плохо читала и быстро вникнуть в вопрос не могла, поэтому я ее выбросила и рассказала о насущных проблемах нашего села. Говорила запальчиво и эмоционально, в общем воду для полива огородов нам подвели, и одной многодетной семье помогли построить дом. В Присновке мы жили долго, я там вышла замуж, родила и вырастила детей. И только в 1980 году мы приехали в Вилейку, здесь жили мамины родственники. До пенсии, на которую вышла в 1990 году, работала на заводе «Зенит», в цеху гальваники.

img_8376
– Те, кто видел Вас за работой на свадебной кухне, говорят, что Вы даете задания помощникам (да и хозяевам праздника) четко, конкретно. Вы такая же собранная в жизни? Какая Вы?
– Я (задумывается) о себе могу сказать, да, резкая бываю. Не боюсь, отстаивать свою позицию, и никогда не пасовала перед начальством. Однажды нам не выплатили 50 советских рублей за переработку, и я в глаза начальнику сказала, что это несправедливо. Правда, это ни к чему не привело. Я отзывчивая, мне кажется, я не прошла мимо людской проблемы, особенно, если меня просили помочь. Впрочем, людям виднее, какая я.
– Так всё-таки: каков Ваш рецепт активного долголетия? Откуда в Вас столько энергии?

– Это Богом данные силы: я всю жизнь сплю не более трех часов в сутки. И сейчас ложусь заполночь, а встаю около 4. Так что времени у меня хватает на все затеи, ведь, помимо кулинарии, увлекаюсь еще и вязанием, составлением флористических композиций. Но и это не главное, самое важное — заниматься любимым делом, и чтобы оно приносило радость другим людям. Это и есть мой рецепт.
Ирина ТРУБАЧ.
Фото автора

PS: Еще одно хобби Екатерины Иосифовны – коллекционирование мелких игрушек, сувениров. Полки шкафов за стеклянными дверями полны забавными куколками, сувенирными: предметами быта, сапогами, сапожками, ботиночками и туфлями, лапотками и валеночками, есть даже две хрустальные туфельки. А на столике напротив разместился целый игрушечный сад с диковинными животными и сказочными персонажами.
– Я не могу пройти мимо этих милых вещиц, многое покупаю сама, иногда дарят друзья. В моей коллекции сегодня около тысячи экземпляров. Мне нравится всё, однако предмет особенной гордости, как коллекционера, – около 20 зажигалок самого необычного вида, – рассказала Екатерина Малыхина.

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 175 queries