Полгода назад, 4 февраля, жители дома №3 по улице Городищенской обратились с райисполком с заявлением. Дословно: «Просим рассмотреть возможность расширения автостоянки напротив нашего дома, а также перенести проезжую часть дальше от жилого дома». Подписи поставили 33 человека.
ОТ 5 ДО 8 МЕТРОВ. ВСЁ В НОРМЕ.
В доме – 60 квартир, живут инвалиды и многодетные семьи. Люди мотивировали просьбу тем, что улица проходит слишком близко от дома, а это прямая автомобильная угроза жизни и здоровью.
— Если дети выскочат на дорогу, не дай бог что-то случится, — сетует житель дома Ольга Будько. — За нами ещё четыре дома, ещё три строятся. С каждым днём машин всё больше, а дорога – одна, на которой наш дом стоит первым. И мы попросили перенести дорогу подальше от подъездов.
На первый взгляд, подъезды, в самом деле, расположены очень близко. Берём рулетку. По архитектурным нормам расстояние от стены до дороги должно составлять от пяти до восьми метров. Замер: от двери подъезда 6 метров 92 сантиметра. Стена ближе – те самые пять метрах. Нормы соблюдены.
расстояние от двери подъезда до дороги – 6 метров 92 сантиметра
Проект детальной планировки «Северного-2» разработали в 2009 году. В ноябре того же года было получено положительное заключение экспертизы. Всё сделано по закону, нарушений нет – письмо такого содержания и получили жильцы. Но такой ответ их не устроил. Спустя два месяца после первого обращения, в райисполком снова пришло письмо. В нём люди уже указали важное слово «безопасность».
КЛУМБЫ И ОГРАЖДЕНИЯ
Это определение и стало ключевым. Против безопасности никто не возражал. Райисполком решил встать на сторону людей (хотя формально обязан не был), но дорогу не перенёс. Зато в июне на улице Городищенской поставили две клумбы и фактически сделали её тупиком. Даже знак поставили.
Проезд возле дома №3 теперь был закрыт, а въезд для подъезда к другим домам организовали с обратной стороны микрорайона. Но такой поворот дел не устроил жильцов домов №4, №6, №8. Они вынуждены были делать крюк, да и ехать пришлось по грунтовой дороге, а не по асфальту.
— По-человечески понятно желание жильцов третьего дома, — говорят жильцы чётной стороны. – У них нет собственного двора, детская площадка в стороне, и машины едут рядом с окнами. Но почему мы должны испытывать неудобства? А если последний дом, когда достроится, тоже решит заблокировать проезд? Других-то дорог здесь нет – одна. Всё, мы в западне!
И в райисполком снова посыпались жалобы. Клумбы простояли две недели. Тупик снова превратился в улицу. Машины поехали. Но решать вопрос всё-таки надо. Нет, дорогу снова переносить не стали, зато перед тремя подъездами злополучного третьего дома появились три 12-метровых ограждения. По сути, забор между тротуаром и дорогой. Вопрос решился? Как бы не так.
— Мы не просили ограждения! – недовольны жильцы. – Мы просили перенести дорогу. Это устроило бы всех. Сейчас дети лазают по ограждениям, рядом снова едут машины, и безопасности больше не стало! Перенесите дорогу и всё закончится. А ограждения какие! В зоопарке красивее ставят!
УЛИЦЫ НЕТ, ПРОБЛЕМА ЕСТЬ
Что важнее: красота или безопасность? Каждый решит для себя сам. Начальник отдела архитектуры и строительства райисполкома Галина Кажарнович подтверждает «городищенскую» проблему. И, по её мнению, здесь есть две причины:
— Первый вопрос – в водителях и в скорости, с которой они едут. Я когда сама увидела, то ужаснулась! Никто не видит знака «Жилая зона»! Второй вопрос – проезд. Увы, но он единственный. Правда, пока. В будущем будут построены ещё два ряда домов и будут ещё два проезда, параллельных Городищенской. Оба будут выходить на улицу Доброй Воли (северный въезд со стороны объездной дороги – ред.). Параллельно мы сейчас работаем, чтобы сделать ещё один заезд в микрорайон с западной стороны (с дороги на Куренец – ред.).
— Как скоро это будет?
— Трудно сказать. Всё зависит от финансирования. Проезды будут тогда, когда появятся дома. А заезд – пока это дорога республиканского назначения. Мы можем её перевести в разряд местных, но это — нагрузка на бюджет. Сами понимаете, с деньгами сейчас у всех туго, лишних нет. Не всё скоро делается, надо подождать.
— Но ведь уже можно перенести часть улицы Городищенской, как того просят жильцы дома?
— Можно. Но! Нужно корректировать проект – это время. Нужно обустроить дорогу – это деньги. Вроде, сто метров, но это тоже финансы. И я бы просила: не называйте дорогу улицей Городищенской. Это – внутриквартальный проезд. А название мы дали, чтобы люди не блуждали.
УЛИЧНЫЕ ПАРАДОКСЫ
Справедливости ради надо уточнить: это – всё-таки улица! Она записана в паспортах жителей как место регистрации. И таблички на домах гласят – улица. В «Google» вы найдёте 2 800 результатов по запросу «Вилейка. Городищенская улица» и один Городищенский проезд, но в Пензе. Наконец, перед перекрёстком Городищенская-Георгиевская есть два взаимоисключающих знака. Один «Жилая зона», а другой – «Главная дорога». Получается, всё-таки улица. Причём, по ПДД главной дорогой считается любая дорога по отношению к выездам с жилых зон. Здесь же, всё наоборот!
Ещё один парадокс. В границах знака «Жилая зона» пешеходы могут передвигаться и по тротуарам, и по дорогам! Безопасность? Едва ли! Причём, именно пешеходы здесь имеют полное преимущество перед автомобилями.
А вот машинам можно со скоростью не более 20-ти километров в час. Но редкий водитель соблюдает установленный режим. Снизить скорость можно разными способами: например, создать искусственные ограничения, а можно и санкциями. В последние недели на этом участке несколько раз в день за скоростью следят сотрудники ГАИ.
— Только «спящие полицейские»! — инспектора на секунду отвлекаются, – никто здесь не будет «летать», если это повредит машине. 3-4-5 искусственных неровности – и через метр каждая. А через двести метров снова. Чтобы не разгонялись. И всё.
Кстати, такие меры активно используются в Гродненской области. Выезжаешь из Щучина или Ивье на магистраль – и преодолеваешь целый взвод «спящих». Может, и не совсем удобно, но зато безопасно!
ВМЕСТО РЕЗЮМЕ
Жильцы дома №3 намерены искать безопасность и дальше. Правда, пыл уже приутих – не все соседи поддерживают друг друга. Но до министра ЖКХ люди всё-таки достучались. Откроют ли им двери в других высоких кабинетах? Очень может быть.
Нужно ли выносить сор из вилейской избы на рассмотрение области или всей страны? Реально ли разобраться самим? Наверное, да. Если исправить недочёты в планировке, учесть все нюансы при устройстве новых улиц/проездов, а самое главное – слышать друг друга. Всё надо делать по закону, но иногда можно ещё и по-человечески.
Анатолий ЗАНКОВИЧ.
Фото автора
Спасибо за статью! А не услышат местные власти, есть другие….
как можно было изначально так проектировать, не думая о людях?У любого многоквартирного дома должна быть придомовая территория, а здесь выход из подъезда сразу на улицу(прямо как в деревне).Любому здравомыслящему понятно,что оплошность допустили специалисты архитектурного отдела.
«Просим рассмотреть возможность расширения автостоянки напротив нашего дома, а также перенести проезжую часть дальше от жилого дома». Подписи поставили 33 человека.
А почему райисполком не опросил других жителей,проживающих на Городищенской?Ведь нас большинство,почему я должен ездить по разбитой гравейке.
Только в нашей Вилейке,что хотим то и творим.
И с какой скоростью можно ехать в поворот возле дома №3,если прямо на повороте жильцы ставят свои машины.
Про какую безопасность они говорят?Ведь когда поставили тумбы,они заставляли весь участок дороги своими автомобилями,яблоку негде упасть.
Вся проблема в отсутствии парковачных мест.
Так почему должны страдать другие,пускай делают себе парковку ,и не дурят ни кому головы.Мы соберем подписи,и перекроем их дом №3 с двух сторон,пусть ходят пешком.
Спасибо за статью. Хочется верить, что она поспособствует реальному решению проблемы. вот жильцы дома просят расширить автостоянку. А за счет чего? Или кого? Почему на эту благую цель идет общая дорога (или таки проезд?)? Решение с клумбами не понравилось не только четным домам. Многие люди, живущие и планирующие жить в нечетных, тоже не очень поняли, почему кому-то можно огораживать себе личную территорию, а у кого-то в принципе не будет такой возможности. Кроме того перекрытие дороги создавало препятствие и машинам скорой помощи, не говоря уж о пожарных — а ведь в случаях их вызова каждая секунда дорога. вот представьте, не дай бог в 4 или 5 доме (первых от тупика) что-то случилось. люди вроде добегут, а вот машине ещё 3 мин ехать-объезжать. это если не соблюдать скоростной режим. 3 же дом снова в шоколаде. О скорости. Ну не ездит большинство с превышением, не ездит. Да, есть индивидумы, сама видела. Одаренные даже сигналят, если едешь у них перед носом слишком медленно по их мнению, но бестолковые есть везде, ничего не поделаешь. Об ограждениях. Тут, простите, стандартные турникеты. Если жильцы хотят что-то красивое — никто препятствовать не станет, я думаю. Сейчас все можно купить. На мой непрофессиональный чисто жительский взгляд дорогу у дома 3 можно разгрузить, если вывести еще один выезд на трассу перпендикулярно злополучной дороге, но тогда площадка дома номер 5 будет отрезана от самого дома. В общем — головоломка. Нужно собираться вместе и думать. Вместе — я имею ввиду и исполком, и жильцов и все службы, которые имеют отношение к ситуации. Иначе конфликты будут продолжаться, а поток жалоб жильцов нового района будет только расти.
обгородить этот дом железобетонным забором и обнести колючей проволокой, там и безопасность и нет проезда!