Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

В семье Дорошкевичей все медики

Отец сделал компьютерную фотокомпозицию.  И полученный дочкой Машей диплом обрёл неожиданную завершённость. Сразу стало понятно, что ему не хватало образа самой хозяйки, собранного, со сдержанной улыбкой, в колорите тургеневских барышень. В дизайне композиции органично прописались само фото, нежные ромашки и выплеснувшие багрянец утренней зари тюльпаны…

Дипломом третьей степени Министерства образования Республики Беларусь вилейчанка Мария Дорошкевич была награждена как победитель заключительного этапа республиканской олимпиады по химии. Тогда Маша занималась в государственном областном лицее. Нынче она заканчивает первый курс Минского медуниверситета, куда поступила без экзаменов, благодаря той отмеченной дипломом победе. Подобный фотомонтаж Юрий Брониславович Дорошкевич сделал и в честь сына Максима. Юноша уже заканчивает медуниверситет. Но путь в профессию у него был тот же. Правда, будучи старшим по возрасту, он на четыре года опередил Машу, которая, можно сказать, пошла по его стопам. У Максима тоже сначала был лицей, потом – победа на республиканской олимпиаде и диплом первой степени. Ну, а дальше вы уже знаете.
С их матерью, Анной Витальевной, мы беседуем в её кабинете заведующего вилейской аптекой № 219. Через открытую дверь видно, как чётко и доброжелательно работает с посетителями молодой провизор. В помещении – ни с каким другим несравнимый запах лекарств. Ароматы накладываются друг на друга, но нет того сногсшибательного парфюмерного смешения, которое иногда вызывает отнюдь не позитивные ощущения.
– А ведь в фармацею меня привела именно аптека, – будто уловив мои мысли, улыбается Анна Витальевна. Про себя отмечаю, что дочь не похожа на неё, больше сын… Но вот эта сдержанная, чуть уловимая улыбка, будто случайно залетевшая в окно робкая ночная бабочка, выдаёт родственное сходство… – Я училась во второй городской школе. Теперь, Вы знаете, она – гимназия. Аптека была рядом. На переменках любила туда забегать: то за «аскорбинкой», то за «гематогенкой»… Наблюдала, как работает провизор. Мне тогда было непонятно, как можно разобраться в таком изобилии лекарств. Ну вот, захотелось самой попробовать….
Анна – обычная девчонка из не столь удалённой от райцентра деревни Коловичи, выбрала для начала Могилёвское медучилище, которое и закончила с красным дипломом.
– Мне хотелось, чтобы мама гордилась мной. Почему именно она? Отец, колхозный водитель, меньше встревал в наши «учёные» дела. Ему главное, чтобы человек вырос хороший. А мама сама имела образование, работала бухгалтером в местном хозяйстве. Для неё, как я теперь понимаю, дать высшее образование детям было вопросом семейного престижа.
Но, кроме учёбы, у всех троих детей, родившихся в деревне и потому обязанных соблюдать непрерывный трудовой семестр, были свои постоянные обязанности: огород, домашнее хозяйство. Анна Витальевна вспоминает, как ездили с отцом на сенокос, на самые дальние плантации, разделенные на участки тёмными торфяными канавами. Тогда в этих местах уже начиналась мелиорация.
– Сено сушили на болотах, – вспоминает Анна Витальевна. – Отец с утра на телеге отвезёт – и уже на целый день. Бураки пололи – все три прополки лежали на нас, детях.
В словах моей собеседницы – нотки радости от воспоминаний. Тех, что такими и останутся. Ведь прошлое не вернуть. А так хотелось бы снова окунуться в луговое разнотравье, прильнуть губами к василькам. Они, сорванные детским руками, постоянно источали в доме аромат лета.
Самое интересное, пожалуй, в том, что химией в семье поначалу увлеклась сама Анна. Отсюда – и медучилище, и потом формацевтический факультет Витебского мединститута, специальность – провизор. Химия, считает Анна Витальевна, сочетает в себе все точные науки. Физику, математику – это уже наверняка. В химии – особое волшебство, дающее непонятный восторг от итогов произведённых в условиях ученической лаборатории реакций. Мир, кажется, приобретает иные свойства, детали, оттенки… Создавая ещё неведомые ему вещества. Ну, это так мыслилось юным химикам.
Вот теперь и скажите, что генный уровень нашего сознания распространяется только на материальный мир… В противном случае, не стал бы лицеистом с «физическим» уклоном сын Максим, ещё с гимназии склонный к точным наукам. Да и Маша, внешне сдержанная, но потянулась бы за братом. Ведь он, пока сестра в гимназии грызла легко поддающийся ей гранит науки, успел поучаствовать в нескольких международных конкурсах – в Польше и Грузии, привезти оттуда престижные дипломы, свидетельствующие о состоятельности склонного к научным изысканиям юного белорусского лицеиста. В областном лицее – своя система обучения. Поначалу учреждение образования не ориентировано на профильный отбор. Приоритеты определяются потом, в процессе учёбы, опытными и компетентными преподавателями, – об этом мне рассказывает Анна Витальевна, достаточно осведомлённая и не в таких деталях жизни своих детей.
И это – истинное призвание матери: дойти, помочь, понять и подарить ребёнку тот смысл, которым наполнена твоя собственная жизнь.
Так получилось, что Максима и Машу в лицее курировала одна преподаватель – Светлана Геннадьевна Меньшикова.
– Будем пробовать брать диплом? – задала она как-то Максиму вопрос и тут же сама не него ответила: – Не попробуем, а возьмём…
У Максима впереди – ординатура, распределение.
У Маши – годы учёбы, которые несомненно, будут тоже быстротечны, как и всё самое памятное в нашей судьбе.
Маша и Максим пока живут в одном общежитии, в хорошо обустроенной студенческой деревне. С большой теплотой вспоминают лицей. По сути, он выписал им путёвку в жизнь. Благодаря ему, они стали самостоятельными. Уйдя от родителей, ещё больше сблизились и подружились. Максим сегодня подрабатывает в больнице скорой помощи – сначала исполнял обязанности санитара, теперь – медсестры. Но, стремится выделить в сыне мужское начало Анна Витальевна, он и молоток, и дрель умеет в руках держать. И не однажды трудился с отцом на стройке ещё будучи школьником. Потому влияние на детей родителей – обоюдно.
Случилось, как-то Анне Витальевне надолго пришлось лечь в больницу. Дети: дочери – десять, сыну – четырнадцать, по телефону записывали от неё рецепты незатейливых обеденных блюд. Помогали отцу во всём, и это была та ненавязчивая наука воспитания трудом, которая, как вовремя брошенное в землю семя, даёт обильные всходы. Впрочем, главное – в чувстве ответственности, уважения к семье, привитого им родителями.
– А почему всё ж медицина? Анна Витальевна минуту размышляет. Видимо, не совсем легко даётся ей этот, на первый взгляд, достаточно простой вопрос.
– У меня рано умерла мать, бабушка Максима и Маши. Диагноз – разрыв аорты. Максиму было тогда девять лет: он всё уже понимал. Когда услышал, что при ранней диагностике опытный хирург мог бы её спасти, упрямо заявил:
– Буду врачом. И буду спасать.
Сегодня юные теряются в выборе. И это главное событие после радужного праздника выпускных вечеров. Очень хочется, чтобы пример Маши и Максима помог кому-то определиться с будущим.
Ищите – и обретёте.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото автора и из архива семьи Дорошкевичей

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 170 queries