Когда Вадиму Антоновичу Булгаку вручали свидетельство Почётного гражданина района, звучали не обязательные, а очень искренние аплодисменты. Кто-то был с ним лично знаком, с кем-то он сам до сих пор сохраняет дружеские отношения. А молодые вилейчане помнят о нём той благодарной памятью, которую отражают сердца их отцов.
Он был назначен первым секретарём вилейского горкома партии в конце семидесятых годов прошлого века. Невысокий, ладно скроенный руководитель настроенный партийный функционер уверенно занял секретарское кресло, которое в те времена давало полномочия на порядок выше, чем они имелись у глав исполнительской власти. Потому и остерегались некоторые: ужо больно молод и горяч, не настрогал бы лишних дровишек. Опасения скептиков оказались напрасными: лидер сумел воплотить в своём характере некий удачный симбиоз прагматика и романтика. Что одновременно устроило всех, у кого оставались сомнения в возможностях молодого партийного работника. Все годы, что пробыл Вадим Булгак в районе, он был именно лидером, а не функционером, напрочь отметая укоренившуюся в уже перестроечные времена терминологию с привкусом негатива. Вадим Антонович обладал недюжинной интуицией. Она помогала ему определять и затем реализовывать ту перспективу развития, которая на данный момент и нужна была региону. Он чётко уловил тенденции, вызванные к жизни принятыми в то время программами хозяйственного строительства. Именно на начало восьмидесятых годов приходятся замечательные новации в сельскохозяйственной отрасли. На них, как на основательно изваянную канву, ложились тогда и ложатся теперь стежки оригинальных идей и преобразований. Районные агропромышленные объединения, – это был новый орган управления сельским хозяйством на местах. И создавался с целью углубления межотраслевых связей. Когда в одной упряжке, на результат, трудились не только производители продукции, но и переработчики, организации, обслуживающие село. Одновременно решались проблемы социального развития деревень и посёлков. Вадим Булгак стоял у истоков создания РАПО. Вместе с командой, а единомышленников он умел находить, лепили структуру, прообраза которой ещё не существовало в огромной, с хорошо налаженным хозяйственным механизмом, стране. Вариант «Вилия» – так с лёгкой руки всевозможных СМИ, живо интересующихся нашими новациями, был создан вилейский эсперимент. И даже печатный орган ЦК КПСС, газета «Правда», не обошла его вниманием, отметив, что «многие РАПО правильно определили свои задачи, концентрируя внимание на основных проблемах агропромышленного комплекса. Полезный опыт накопили (перечисляются агропромышленные объединения Грузии, Эстонии, России. И среди них – Вилейское – Белоруссия – Авт.) В то время такое благосклонное внимание главного рупора идеологической надстройки государства многого стоило. Шумела пресса, телевизионщики снимали видеосюжеты – одним словом, раскручивалась вся пропагандистская махина, стоящая тогда на службе у партии.
Это уже потом, оправдываясь или оправдывая послеперестроечный хаос начала 90-ых, поменявшие идеологическое обличье теоретики пытались изобличить систему в косности и артодоксе. Как бы тем самым аргументируя наличие своей собственной духовной мимикрии.
В кандидатской диссертации, которую впоследствии защитил Вадим Булгак, всё – от жизненной практики. И теоретические посылки, основанные на изысканиях тогдашней отечественной науки, подтверждены опытом вилейской земли. А приобрел он его вместе с единомышленниками – Анатолием Никоновичем, сначала вторым секретарём горкома партии, потом – председателем райисполкома, Николаем Багуцким, начальником управления сельского хозяйства… Иван Харкевич, Виктор Оникеенко, Евгений Игнатович – ядро ближайшего окружения партийного лидера. Сплоченное, крепко сбитое и неразъёмное. Они доверяли друг другу. И, соблюдая определенную дистанцию в отношениях, исключающую излишнюю фамильярность, одинаково сопереживали за дело. Хотя каждый обладал своей личной мерой ответственности.
– На Вилейщину меня десантировал Пётр Миронович Машеров, – любит повторять Вадим Булгак. Хотя район и ранее не был для него чужим. Здесь, в качестве финансового, а затем и штатного комсомольского работника, Вадим Антонович начинал свой трудовой путь. Здесь встретился с Марией, будущей женой. Вот уже 47 лет идут рядом по жизни.
У каждой птицы – своя траектория полёта. У каждого человека – своя по жизни тропа. Вадим Антонович за всё сложившееся в собственной судьбе благодарен комсомолу. Логично было, что в аппарат ЦК КПБ его направили с должности первого секретаря райкома. На Мядельщине до сих пор помнят этого задорного, смелого юношу, со взлётным комплексом идей, которые, вместе с идеалами, управляли его жизненными принципами.
– Я ведь не хозяйственник, – теперь, с высоты опыта и возраста, – даёт себе личностные оценки Вадим Булгак. – Человек. Его позиция, потребности, стремления – это всё, что меня занимало, на какой бы должности я не находился. Под эти человеческие интересы и подводились проекты Вадима Антоновича, которые ему пришлось реализовывать, в том числе, и на вилейской земле. Ему повезло жить и трудиться среди людей с высоким творческим потенциалом, широким диапазоном мышления, неординарных во всех ипостасях, свойственных личности. Виктор Лемех, директор Ильянского совхоза-техникума, практически умер на боевом посту. Упал, опалив в полёте крылья, Роман Дорский, председатель колхоза «Рассвет»,Василий Шолков, Василий Сильванович, Пётр Глусский, Николай Бильдюг, Генннадий Мирголовский, Чеслав Лемеш, Станислав Синельников – из кагорты руководителей, оставивших, вместе с Вадимом Булгаком, на Вилейщине глубокий след.
– С Виктором Нехаевым мы Ленина повернули, – шутит Вадим Антонович. – А чтоб было понятно, добавляет, – он тогда заместителем председателя райисполкома по строительству был. Вот мы с ним и порешили реконструировать площадь. Образец из Вильнюса позаимствовали – Никонович туда самолично съездил. Ну, и Ильича лицом к народу развернули. Я за такое самоуправство чуть было партийного билета не лишился.
И не только это неординарное было в характере тогдашнего вилейского лидера. На работу в горком он являлся всегда почти, как и надо, к восьми. Аппарат поначалу и не предполагал, что рабочий день первого начинается гораздо раньше и совпадает с утренней дойкой на фермах. Пока не раскрыли методику, поражались небывалой осведомлённости первого лица.
Не памятники, а живые, несущие людям красоту и добро, знаки его пребывания на вилейской земле: площадь, Дворец культуры, поликлиника… Всё это модернизуется, приводится в соответствие с требованиями времени. Но фундамент-то заложен основательный и прочный. При Булгаке район был награждён Переходящим Знаменем ЦК КПСС, а сам лидер тоже имеет высокие награды – ордены «Знак почёта» и Трудового Красного Знамени. Дата 7 ноября – знаковая для Вадима Булгака и его семьи. Вот и будет он отмечать одновременно своё 70-летие и 47 лет совместной их с Марией жизни.
И встречаемся мы с Вадимом Антоновичем часто – на юбилейных мероприятиях разного масштаба и уровня, районных праздниках. Почётный гражданин района с гордостью несёт звание, которое он своими делами и добрыми помыслами заслужил у благодарных вилейчан.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото автора






