Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Вилейчанин Николай Иваненко был свидетелем Чернобыльской трагедии

26 апреля – черная дата в истории многих людей. Именно в этот день 30 лет назад произошла крупнейшая техногенная катастрофа в мире. В 01:23:47 в субботу 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились, смесь из расплавленного металла, песка, бетона и фрагментов топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс в окружающую среду радиоактивных веществ.

На момент аварии в городе Припять проживало сорок девять тысяч человек, из которых 17 тысяч – дети. Это был город молодых специалистов, средний возраст местного населения составлял 26 лет. На то время в Припяти было возведено 160 домов на более чем 13 тысяч квартир.
Для полной эвакуации жителей, в город было отправлено 1200 автобусов, 200 грузовых машин и два поезда на 1500 мест. Вереница автобусов была настолько длина, что когда последний автобус выезжал из Припяти, первый уже въезжал в Киев. Помимо города, было выселено еще сто сел из тридцатикилометровой зоны…
У многих этих людей жизнь после аварии сложилась не лучшим образом, а у многих она оборвалась после этого страшного события. Но все же, некоторые не отчаялись и продолжили свой жизненный путь. С одним из этих людей посчастливилось быть знакомой мне, а также всем учащимся гимназии № 2. Правда, мало кто знает, что наш Николай Михайлович Иваненко, проживавший на момент аварии в Брагине, расположенном в 119 километрах к юго-западу от Гомеля , был свидетелем тех событий. На данный момент он живет в нашем городе и работает в гимназии № 2 заместителем директора по учебной работе. С ним мне и удалось встретиться и расспросить о событиях того времени:
– Николай Михайлович, приближается юбилейная дата – 30-летие со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Я знаю, что Вы являетесь участником ликвидации последствий этой катастрофы. Сколько Вам было лет, где и кем Вы работали, когда произошла трагедия?
– Мне было 25 лет, я работал в городском поселке Брагин Гомельской области директором районного Дома культуры.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее про день трагедии.
– Авария на Чернобыльской атомной электростанции произошла, как известно, ночью с пятницы на субботу,26 апреля 1986 года. Мы были молоды и в субботний вечер после дискотеки в Доме культуры пошли прогуливаться по городу. Ничего не зная об аварии, гуляли в парке и катались на качелях почти до утра. В воскресенье уже ходили слухи о случившемся, но официально объявлено было только через несколько дней, когда уже все страны Европы и Скандинавии били тревогу, заметив сильнейшее увеличение радиоактивного фона. Направленность ветра в это время была на Беларусь, и огромное количество тяжелых металлов и радиоактивного йода оседало на наших землях. Люди, как и прежде, работали на огородах и дачах. На Полесье вовсю шли посевные работы. Затем было празднование 1 Мая, и только потом начали выселять людей из тридцатикилометровой зоны. В этой зоне оказалась и моя родная деревня…
– Скажите, почему после аварии, меняя место жительства, Вы выбрали Вилейку?
– Выезжали из Брагина мы не сразу после аварии. Спустя 3 года, летом 1989 года, мы с женой и маленькой дочкой решили уехать из зоны сильного загрязнения. Меня приглашали на работу во многие города: Жодино, Витебск, Рогачев, Копыль и даже в Анапу. Туда раньше уехали жить мои друзья (и там сделали хорошую для меня рекламу), с тех мест от властей приходили приглашения. В Вилейке у меня тоже был (и есть!) очень хороший друг – известный художник Эдуард Владимирович Матюшонок. Когда я приехал сюда, то сразу понял – больше никуда не поеду… До сих пор не каюсь, очень люблю Вилейку.
– А давно ли Вы были на родине после выселения?
– Да, несколько раз ездил на Радуницу на кладбище. А самый первый раз был через месяц после закрытия тридцатикилометровой зоны (она ограждена колючей проволокой) – ездил забирать документы. Людей выселяли впопыхах и многие ничего с собой не успели собрать, даже документы. Моя мама тоже все оставила в зоне. Люди надеялись через пару дней вернуться…
– Трудно ли было покидать родные места и переехать в другой город?
– Это очень не просто! И самое главное – не материальная сторона проблемы (в Брагине у нас была очень хорошая квартира, а переехали мы поначалу в дом без удобств), а внутреннее чувство привязанности к тому месту, где прошло твое детство и значительная часть жизни.
Чернобыль всегда останется в нашем сердце как место несбывшихся надежд тысяч людей. По расчетам ученых, данную территорию можно будет заселить только спустя 300 лет, после десяти циклов полураспада… Однако, на данный момент, Чернобыль все же не остался пустынным и одиноким местом. Здесь, в зоне отчуждения, где нет ни единого человека, получили жизнь множество различных видов растений и животных. Там же действует один из крупнейших заповедников Европы – Полесский государственный радиационно-экологический заповедник. Но все-таки люди в зоне имеются – это зоологи, которые исследуют жизнь этих удивительных обитателей заповедника, скрашивающих одиночество и губительность этого страшного места…
Беседовала Валерия КАБАК.
Фото из архива редакции

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 186 queries