Ферму «Подберезье» берёзы, наверно, когда-то действительно огибали плотным полукольцом. Оставляя лишь узкий проезд, ведущий к животноводческим помещениям и сбегающий потом к крохотной деревеньке с одноименным названием. Белоствольные теперь остались лишь у обочины дороги. А возле фермы – необходимый простор с выгульными дворами и прогонами. Правда, пока без асфальтного покрытия. И как станут во дворе лужицы, так и будут светиться серыми слюдянистыми окнами, пока не собьёт их первый мороз в ажурные, мелкие зеркала. В целом же, ферма готова принять зиму, – уверена её заведующая Галина Бровко. Двери утеплены, окна затянуты тугой полупрозрачной плёнкой. Убраны даже прилетевшие с тех самых дальних берёз, будто подгоревшие на осеннем пламени, листья.
Животновода труд не исполнен лирики. При самой хорошей раскладке, это специфический производственный антураж, к которому просто надо привыкнуть. Красоты в нём мало, есть разумная целесообразность. Понимая это, животноводы еженедельно организуют «чистый» четверг, наводя порядок изнутри и снаружи. Об этом тоже рассказывает заведующая. Радуется молокопроводу, который позволяет всё молоко продавать высшим сортом. Была бы и «экстра» да отдельный учёт по фермам не ведётся. В среднем на корову здесь в сутки доят по 10,3 килограмма молока. Не Бог весть какой показатель, но «плюс» к прошлому году – стабилен. Хотя в переходный период (от пастбищного – к стойловому) животные, как правило, переживают стрессовую
ситуацию. После сочной паши идёт адаптация к сухим кормам. Много коров в запуске. Идут растёлы. И упрямо лобастые телята выглядывают с интересом из-под серой мешковины, которой затянуты входы в домики холодного содержания. В холода эти домики утеплят соломой. А пока юные особи не испытывают дискомфорта, доверчиво реагируя на всякий любопытствующий взгляд. Их состояние – предмет заботы и главного ветврача хозяйства Ильи Фалея. В «Первом Белорусском» он на практике применяет полученные в высшем учебном заведении теоретические знания. В принципе, это его первая самостоятельная работа. Были, говорит, и хорошие учителя.
– В теории я был подкован, а вот большинство препаратов, зная по имени, на глаз различить не мог, – молодой специалист подкупающе искренен. Скорее всего, потому что это неузнавание для него уже в прошлом. Пройдён период адаптации. Уже есть наработки, которые Илья с полным правом может назвать своими. На ферме – зримая культура технологий. Может, в языке спецтерминологий имеется иной термин для того понятия. Но я говорю о том, что пришлось увидеть. В молочном блоке – почти стерильная чистота. Стоят бидоны для продукции, предназначенной к утилизации. Это – от больных коров и тех, которых пролечили антибиотиками. Некоторое время эта продукция не может идти ни на выпойку телят, ни на корм для свинопоголовья. Отдельно доятся перед запуском и новотельные коровы. Над стойлом каждой дойной особи – график с отметкой о ежесуточном удое. Исходя из него, устанавливается рацион кормления. Кто-то не увидит в этой ситуации ничего нового. Так положено. Но ещё – так бы делалось.
Животные очень чётко реагируют на эти зоотехнические нормы. И благодарят за их соблюдение продукцией.
– Положила доярка комбикорм, а с поением запоздала, – потери молока неизбежны, – делится своими наблюдениями заведующая фермой.
Галина Алексеевна уже двадцать лет в «Белорусском». И лишь явственно различимый речевой колорит выдаёт в ней приезжую. Действительно, не в селе она родилась и не в селе начинала свою самостоятельную жизнь. Переехала с семьёй в Беларусь из латышского города Добэлэ. Честно говоря, мне и слыхивать о таком не приходилось. Работала там учительницей начальных классов. Да круто повернули жизнь перемены. Многих они заставили свернуть с накатанной колеи на непаханое поле, сплошь в скрытых рытвинах да ухабах. Галина Бровко считает, что ей повезло. Проявив снисхождение к отсутствию полезного для села опыта, её сначала определили в помощники бригадира. А на ферму уже пришла, когда привыкла к иному образу жизни, из бывшей горожанки превратившись в потенциальную сельчанку.
– Пойдёмте, я вам своих красавиц покажу, – Галина Алексеевна приглашает в соседний сарай, где стоят 170 голов тёлок воспроизводства. Все тельные, готовые пополнить дойное стадо и этой, и других молочно-товарных ферм предприятия.
А в «Подберезье» в минувшую субботу было что-то вроде праздника. Здесь прошёл первый этап конкурса молодых операторов машинного доения. И коллектив фермы постарался, чтобы удобно и комфортно было девчатам демонстрировать свои трудовые навыки, и чтобы, насколько это возможно, действительно присутствовала атмосфера дружеского соучастия, располагающего к победе.
Мария КУЗОВКИНА
Фото автора


