Каждый серьёзный город, к которым, несомненно, относится и Вилейка, имеет мост, а каждый серьезный мост имеет одну, а то и несколько легенд…
В Москве это Кузнецкий мост, на котором нельзя ловить такси, в Санкт-Петербурге – Поцелуев мост, где, как ни странно,нельзя целоваться. К нашему городу можно отнести пять мостов: водосброс на водохранилище, козлиный мостик, железобетонный возле Малюнов, железнодорожный около Красного бережка и железобетонный у Ручевых. В 70-х был еще железный мостик, связывающий нижний парк со Ставками, однако первый паводок скрутил его в бараний рог.
Один из самых старых мостов – железнодорожный. Дата строительства: 1904 год. Безусловно, он несколько раз перестраивался, идет реконструкция и сейчас.
А вот и легенда, или точнее, две о том, как наш мост чуть не взорвали. О первом случае я прочитал еще, будучи студентом, в Ленинской библиотеке в газете (названия не помню), рыбалке на Бобровых озерах (старом русле Вилии), находящихся чуть правее моста в сторону Молодечно. Автор утверждал, что во время Великой Отечественной войны немецкие бомбардировщики сбросили свой смертоносный груз на мост, но промахнулись и бомбы попали в старое русло, взорвавшись, расширили и углубили его, так якобы и образовались Бобровые озера. Косвенным подтверждением является и рассказ Валерия Скорожонка, как в юности он подрабатывал в пионерском лагере «Лесная сказка» (находится с другой стороны железной дороги). Решили они как то пройтись с бреднем по озерам, в одном месте глубина доходила до груди – и вдруг резко ушла вниз, попробовали обойти яму, которая оказалась удивительно правильной круглой формы. Скорей всего, воронка от взрыва.
Вторую легенду поведал мне товарищ, а тому в свою очередь,— знакомый генерал. В 2005 году съёмки фильма «Последний бронепоезд» частично проходили на железнодорожном мосту. И в это же время в Беларуси шли тактико-специальные учения, в ходе которых подразделение специального назначения получило задание заминировать мост, заложить муляж, сфотографировать и доложить о выполнении задания. Однако вовремя «диверсию» совершить не удалось, с доклада спецназовцев следовало, что мост усиленно охраняется подразделениями, одетыми в старую советскую форму. На самом деле, это были артисты. Вот так наш мост вышел сухим из двух передряг.
Что это? Случайные совпадения или сильная энергетика моста, заложенного хорошими людьми в хорошее время. Каждый пусть решает сам, но проезжая по мосту, вспомните тех строителей, чей труд позволяет нам, не замочив ног, добраться до родного города.
Игорь КИТИКОВ, фото автора