«Элегия», «Злата», «Валенсия»… В этих словах закавычены не названия картин, стихов или других произведений искусства, как может показаться на первый взгляд. Такое богатое воображение у вилейских мебельщиков. Это они, создавая очередную мебельную программу, решают её в столь лиричном смысловом контексте. Расхожее выражение – «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт», здесь как нельзя к месту. Мебель должна вызывать у потребителя не только чувство комфорта, но и особые ассоциации, создающие настроение. Здесь конструкторы, как говорится, в теме. И тему эту мы развиваем в разговоре с директором вилейской мебельной фабрики Николаем ПИСКУНОВЫМ.
– Известно, что техническое перевооружение производства, реконструкция – это для мебельщиков всегда актуально. Совершенствование технологий – необходимое условие для повышения качества мебели и связанной с ним конкурентоспособности на рынках. Как в этом направлении работает ваше предприятие?
– Очень правильно, что мы начали разговор с технологического аспекта. Два года назад мы ввели в производство новое здание цеха, приобрели три высокотехнологичных станка. А в прошлом году ещё и станок для искусственного старения мебели. Своеобразный стиль, продиктованный вкусом отдельных потребителей, нынче прочно вошёл в моду. А мы стремимся ей следовать. Потому как мебельный рынок постоянно насыщается, конкуренция растёт. Наше предприятие имеет связи на внешнем рынке и самостоятельно осуществляет экспортно-импортные операции. Чтобы производить продукцию на экспорт, нужно следовать спросу и моде.
– Надо понимать, что речь идёт не о каком-то стандарте, а постоянных новациях, ориентированных на внешний потребительский рынок. Внутренний, насколько мне известно, насыщен.
– Да. И с целью заполнить ниши на зарубежных рынках вилейские мебельщики выпускают корпусную мебель из массива. Дуб, берёза, ольха – это сырьё, которое мы используем в своём производстве. Освоен целый ряд модульных программ. Мировой уровень произведённого товара – это планка, нами для себя установленная. Казахстан, Россия, Литва уже знакомы с вилейской мебелью. Восстанавливаем потерянные связи с Францией для дальнейшего взаимовыгодного партнёрства. В целом же более 70 процентов нашей продукции реализуется на экспорт.
– Наверно, надо иметь опытную и мобильную маркетинговую службу, чтобы предвидеть и удовлетворять спрос, а также эффективно управлять процессом…
– Несомненно. Работники фабрики в постоянном поиске новых решений. Ведётся интенсивное изучение новаций в области мебельного дизайна.
– Появилось искусственное старение мебели, – может, ещё какой-нибудь эксклюзив извлекут неуёмные потребители из бабушкиных сундуков…
– Всё возможно. Главное, чтобы мы его вовремя приметили. Для того и организуются выставки в самых разных странах и на разных континентах. Наши специалисты побывали в Кёльне и Ганновере, Париже и Москве, Милане. Наблюдая новые направления моды, одновременно занимаются активным поиском перспективных видов сырья и материалов. Вместе с тем, участие в работе выставок даёт предприятию возможность наладить новые экономические связи.
– Расширение внешнего рынка. Какую выгоду оно даёт предприятию, если принять во внимание несколько аспектов его развития?
– Если взять экономический, то, конечно же, – это выручка в свободно конвертируемой валюте, превышающая доход, получаемый на внутреннем рынке. С точки зрения технологий – это необходимость стремиться к наиболее современным, обеспечивающим стандарты мирового уровня. Ну, и конечно же, повышение имиджа предприятия как экспортёра, его рейтинг в списке потенциальных поставщиков.
– Сколь остры проблемы российского рынка? В плане его сокращения для наших поставок?
– Проблемы, конечно, есть. Но это ни в коей мере не означает, что мы из него уйдём. Ниши на нём пока не все заполнены. Да ведь и покупательский спрос разнообразен. Мы можем предложить то, что для других мебельщиков пока проблематично. В связи с резким падением российского рубля (оно отразилось и на работе нашего предприятия) сократился процент экспорта в долларах США по Российской Федерации, но отгрузка в российских рублях составила 116 процентов. Общий объём отгруженной продукции за прошлый год – 76 миллиардов 912 миллионов рублей, что несколько выше показателя предыдущего. Сохраняя позитивный потенциал, мы формировали свой бизнес-план на текущий год. Запланированный темп роста объёма производства – 100,2 процента, темп роста выручки от реализации – 102,4 процента.
– Насколько я понимаю, у вилейских мебельщиков есть реальные возможности и в нынешнее непростое время удержать рынок, достойно выстоять и даже улучшить некоторые экономические показатели. Поскольку постоянно интересуюсь работой наших мебельщиков, знаю, что фабрика удерживает первые места среди предприятий концерна «Беллесбумпром» в номинации «Лучшие образцы мебели». Неоднократно награждалась почётными грамотами Белорусской академии архитектуры, дипломами концерна.
Набор мебели для столовой «Рубин», для обеденной зоны – «Викинг», для загородного дома – «Марсель», для кухни – «Валенсия»… можно долго перечислять эти колоритные названия оригинальных программ, о которых мы уже не раз рассказывали и в нашей газете. К тому же известно, что 81 наименованию изделий и наборов мебели, сделанных вилейскими мастерами, присвоена категория «Элитное». Но популярность, качество, наверно, зависит не только от мастерства и высокотехнологичного оборудования.
– Далеко загадывать не будем. Всё зависит не только от нас, но и от условий жизни. Проблемы, безусловно, есть. Анализируем их и стараемся соответствовать современным требованиям и покупательскому спросу. А он сегодня, к сожалению, падает.
Производство – это многофункциональный механизм. Качество сырья, вспомогательных материалов играют не последнюю роль. По поставке комплектующих работаем с ведущими производителями Республики Беларусь – «Пинскдрев», «Витебскдрев», зарекомендовавшими себя на рынке. На предприятиях прошла недавно модернизация и обновлён ассортиметный ряд продукции. Фурнитуру, лаки, краски, нужные для производства, поставляют предприятия только европейского уровня.
– Леса то вам хватит для реализации всех замыслов и прогнозов? В стране, кроме вас, ещё много предприятий по деревообработке… Как бы в азарте лишних дров не нарубить.
– Понимаю, что шутка. А если серьёзно, то в Беларуси на человека приходится 0,72 гектара леса. И это значительно больше, чем в других промышленно развитых странах Европы. Огромная сырьевая база к тому же подлежит восстановлению. Так что леса в Беларуси никогда не устанут шуметь.
Мария КУЗОВКИНА