В эти январские дни народный артист СССР и Беларуси Владимир Мулявин праздновал бы своё 75-летие. Но… не случилось. И сегодня его юбилей отмечают поклонники творчества песняра и созданного им одноименного коллектива. Художественные вкусы моё поколение воспитывало у себя на песнях «Песняров» – тех многоголосых композициях, выстроенному звучанию которых поражались профессионалы-музыканты с мировыми именами. Да разве и их собственное имя не было столь звучным у «Песняров»? Но без Мулявина – не существовало бы в Беларуси столь мощного творческого бренда, позиционирующего нашу страну на мировой сцене. Об этом и о многом ином мы говорили с Валерием Скорожонком, известным солистом мулявинских «Песняров», нашим земляком, который с должности музыкального руководителя вилейского Дворца культуры шагнул на профессиональную сцену уже в качестве солиста знаменитого коллектива.
Уважающий труд нашей журналистской братии, мой собеседник не устаёт отвечать на бесконечно повторяющиеся вопросы. Как судьба свела с Мулявиным? Как пришёл в «Песняры»? Какую роль в его становлении как артиста сыграл знаменитый ансамбль вокалистов-музыкантов? И в печати, и в эфире, и в литературе материала достаточно. Но, я прошу прощения у собеседника, хочется услышать всё из первых уст, не в одиночку, а вместе с тем, кто имел счастье быть причастным, прикоснуться к неординарной человеческой судьбе…
Валерий попал в «Песняры» после первого же прослушивания. Когда под аккомпанемент маэстро исполнил «Беловежскую пущу». Поистине вечная мелодия увековечена и её первыми исполнителями. Мулявин любил нашу светлую, чистую, белую Русь. И этой любовью проникнуты все тона его колоритных композиций и аранжировок. И, конечно же, эту любовь он переносил на тех, кто представлял своим талантом эту страну в созданном им коллективе. На Валерия Скорожонка, например.
– Старожилы иногда ревновали меня к нему. Как так, пришёл позже других – и сразу такое расположение. Действительно, оно было. Я её чувствовал, эту ниточку, что протянулась между нами, – делится Валерий. – Помню, были в Германии на гастролях. И немцы, с их педантичностью, как-то просчитались: мне не хватило номера в отеле. Извиняются, суетятся. А Мулявин вдруг разруливает ситуацию: «Пока они тут будут решать, со мной поживи. Не побрезгуешь?» Сказал, конечно, что сочту за честь.
Они тогда почти не спали в эту судьбой подаренную ночь. Пили чай, разговаривали. Тогда Валерий много нового узнал о Мулявине, того, что навсегда осталось между ними.
– Ты парень с периферии. Душой песню чувствуешь, – любил повторять народный артист, будто аргументируя своё особое отношение к новоявленному солисту. Валерий согласен с такими аргументами, потому как глубинное звучание некоторых мелодий с детства слышал в народных песнях. А у Мулявина к белорусскому фольклору было особое отношение. Вспомните хотя бы «Калядачкі» в интерпретации «Песняров», их увлекающе-зажигательный ритм, характерный для многих первозданных мелодий и их незамысловатых текстов, рождённых в сельских глубинках.
– Он был для меня в трёх ипостасях – учителя, брата и отца, – делится Валерий сокровенным. – Я во всём старался брать с него пример. Он не был педагогом в полном смысле этого слова. Но позволял возле себя учиться. И всё своё дальнейшее творчество я посвящаю только его имени.
Валерий Скорожонок создал музыкальный коллектив «Братья – славяне», уже достаточно известный в стране. В нём работает его брат Сергей и ещё один наш земляк – Михаил Ермакович. О «песнярах», поющих под одним брендом, и спорящих, кто кого «песняристее», Валерий просто не хочет говорить:
– По-моему,таких коллективов, оспаривающих каждый свою пальму первенства перед памятью великого артиста, уже где-то около пяти. Я считаю: нет Мулявина – нет «Песняров». Был человек, вокруг которого всё крутилось, звучало и создавалось – был стержень. Нет его – нет ничего… Пора этот бренд оставить истории.
Грустен финал нашего разговора. А он и не может быть иным. Ведь мы сегодня говорили о памяти. И о том, чем не только Валерий Скорожонок, а каждый из нас, его современников, обязан Владимиру Мулявину.
Мария КУЗОВКИНА




