Одним из направлений в реализации требований Директивы Президента Республики Беларусь о дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения для государственных органов, руководителей организаций и учреждений является работа с обращениями граждан и юридических лиц.
Прокуратурой Минской области в текущем году уделяется значительное внимание осуществлению надзора за исполнением требований Директивы, а также законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, в том числе исполнительными и распорядительными органами области.
Прокурорские проверки, проведенные во всех райисполкомах области, Жодинском горисполкоме, ряде сельских (поселковых) исполнительных комитетов показали, что при разрешении обращений имеют место случаи волокиты, подготовки формальных ответов заявителям без рассмотрения поставленных ими вопросов по существу.
Не рассмотрено по существу Березинским районным Советом депутатов обращение гражданина П. от 26.01.2015 о приобретении пустующего с 2006 года дома в д. Восход Капланецкого сельского Совета депутатов. Из ответа заявителю за подписью председателя районного Совета депутатов следует, что дом не может быть продан, поскольку он сельисполкому не принадлежит. Гражданину П. рекомендовано обратиться к наследникам умершего владельца дома. В то же время по данным Березинской нотариальной конторы наследственное дело после смерти собственника вышеназванного жилого дома не заводилось, сведений о том, что Капланецкий сельисполком производил поиск наследников владельца пустующего жилого дома в материалах проверки по обращению гражданина П. не имеется.
В соответствии с действующим гражданским законодательством указанный дом, при отсутствии наследников, должен был перейти в собственность административно-территориальной единицы по месту нахождения наследственного имущества по истечении одного года со дня открытия наследства.
В результате ненадлежащего рассмотрения обращения гражданина П. Капланецким сельисполкомом меры к реализации своего права о переходе пустующего домовладения в собственность сельисполкома приняты не были, что лишило возможности его продажи гражданам.
Проверкой Свислочского сельского исполнительного комитета Пуховичского района установлено, что сельисполком самоустранился от разрешения вопроса, поставленного в обращении гражданина О. по вопросу обустройства детской площадки.
В Смолевичский райисполком 29.05.2015 поступило коллективное обращение жильцов домов №№ 1,2,5 по ул. Машерова в агрогородке Слобода Озерицко-Слободского сельисполкома по вопросу перебоев на протяжении последних двух лет водоснабжения квартир, расположенных на 3-5 этажах вышеназванных домов. По истечении 15 дней со дня поступления заявления, заместителем председателя райисполкома заявителям направлен ответ о необходимости установления повысительного насоса. При этом райисполком от решения актуального вопроса жизнеобеспечения водой обратившихся граждан самоустранился, констатируя в ответе необходимость производства работ, без указания каким образом и в какие сроки такие работы будут выполнены.
Из редакции газеты «Советская Белоруссия» 17.07.2015 в этот же райисполком поступило обращение гражданина Щ. по вопросу несвоевременного вывоза мусора в одной из деревень Смолевичского района. Заместителем председателя райисполкома заявителю дан ответ, содержащий лишь разъяснение законодательных норм, а также указан график вывоза твердо-коммунальных отходов. Проверка по указанным в обращении доводам не проводилась, исполнитель по жалобе ограничился лишь отпиской в адрес заявителя.
Всего по результатам прокурорских проверок по исполнению законодательства об обращениях граждан в райисполкомы и сельисполкомы в 2015 году внесено 23 представления, по требованию прокурора 27 виновных должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
Таисия ВАРВАЛЮК, старший прокурор отдела
прокуратуры Минской области, советник юстиции


