Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Я верю в каждого из них, а они доверяют мне

Вилейская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи. Пожалуй, нужно иметь большое сердце и истинную любовь к педагогике, чтобы работать в учреждении подобного профиля. Можно быть хорошим педагогом, но морально не готовым к возможным особенностям этих детишек – и тогда учеба не принесет результата.
Заместитель директора по учебной работе Мария Деруго гордится каждым педагогом и воспитателем, которые работают в этом учреждении. Одной из лучших считает  учительницу начальных классов Наталию Вайдо. И я отправляюсь к ней на урок. У 4 «А» – математика. Это не обычный класс: здесь обучаются детки с тяжелыми нарушениями речи. Проверяя знания таблицы умножения, учительница четко проговаривает каждую букву – дети повторяют за ней. И с первых минут я ощутила разницу обучения в стандартной общеобразовательной школе и здесь. Этим деткам нужно не только рассказать о таблице умножения, но и научить произносить, логически составлять в предложения математические понятия. Наталия Николаевна поощряет каждый правильный ответ и делает строгие замечания, когда ученики выкрикивают с места – дисциплина. И хоть учительница пытается иногда сделать грозный вид, чтобы пожурить своих ребятишек, детишки  признались мне после урока, что очень любят ее. После ответов у доски класс рассаживается за парты. Впереди – самостоятельное задание. Оценки за него учительница обещает выставить в журнал. Все занялись делом, а у нас появилась свободная минутка для беседы.
– Наталия Николаевна, мне известно, что раньше Вы работали в гимназии № 2. А почему решили поменять место работы?
– По образованию я – учитель белорусского языка и литературы. С детства знала, что выберу именно эту профессию. Еще в совсем юном возрасте любила рассадить игрушки и чему-нибудь их “обучать”. Выросла – мечта осуществилась. Я устроилась на работу в гимназию № 2. Работа приносила только радость и удовольствие. Но позже мне стало интересно, смогу ли я обучать деток с особенностями в развитии? Решение далось мне не сразу, я понимала, что морально в такой школе может быть работать тяжелее, чем в обычной. Помню тот день, когда впервые сюда пришла. И не знаю, как объяснить, но сердце, словно сразу подсказало мне, какое решение принять. Я быстро нашла общий язык с ребятишками. Они для нас всех, я думаю, не просто ученики, а как наши дети. В моем классе обучается 8 детей. Двое – социальные сироты, а остальные приехали учиться сюда со всех уголков Минской области. В каждом классе с учениками работает один педагог и два воспитателя. В нашем классе – это Валентина Хомич и Татьяна Адамович. Мы стараемся дать нашим деткам не только знания, но и по-матерински пожалеть, похвалить, порадоваться успехам… Это не просто работа. За каждого из ребятишек переживаешь как за своего. Ведь это на уроке ты для них учитель. А после занятий – друг, а в чём-то словно мама.
– Наталия Николаевна, расскажите, пожалуйста, в чем разница в методиках преподавания здесь, в интернате, и в обычной школе? Или её нет?
– Разумеется, разница чувствуется. Во-первых, для работы в школе-интернате я проходила в Академии послевузовского образования переподготовку. Теперь я – учитель-логопед. Нашим деткам мало просто объяснить материал. Многие приходят в школу в 7 лет и почти не разговаривают. Им труднее: не всегда получается четко произносить слова, формулировать мысли. Этому всему обучаем мы. Помимо основной программы, во второй половине дня их ожидают коррекционные занятия в эмоционально-волевой сфере, музыкальные коррекционные занятия, логоритмика, различные кружки и спортивные секции. Я преподаю им занятия по коррекции нарушения устной и письменной речи. Еще у нас есть серьёзный повод для гордости. С этого года за каждым классом закреплен творческий проект. У нас – творческая мастерская. Вместе с ребятами мы изучаем особенности различных праздников, делаем открытки, подарки. Такие занятия не просто приносят счастье и радость нашим деткам, но и сплачивают их – делают еще более дружными.
– Наталия Николаевна, Вы сами не раз отмечали, что работать в школе-интернате труднее, чем в обычной школе. А если вдруг появится предложение поменять место работы, Вы согласитесь?
– Вопрос трудный. Я всегда стараюсь не зарекаться, потому что никто не знает, какие обстоятельства сложатся в жизни, и как мы будем вынуждены на них реагировать. Но мне будет нелегко расстаться с этой работой. К деткам прикипаешь всем сердцем. Я стараюсь быть для них не просто учителем, но и старшим другом. Сейчас мои детки в 4 классе. В следующем году они будут заканчивать начальную школу. Как я уже говорила, многие приходят к нам с тяжелыми нарушениями речи. Но в процессе обучения они преодолевают свои недуги. И нередко случается, что после окончания начальных классов далее они продолжают обучение в обычной общеобразовательной школе. Много сил и бесконечную любовь мы вкладываем в каждого из своих учеников. И сейчас я бы не смогла оставить их. Для меня это не просто работа. Для меня они – родные. Я ни разу не пожалела, что пришла работать именно сюда. Да, морально не всегда легко. Бывает, рас-страиваюсь, когда что-то идет не так, как запланировала. Не всё удается объяснить с первого раза, не всегда это удаётся сделать и с пятого. Но, когда я смотрю в их глаза, когда они начинают мне задавать вопросы, я понимаю, что они так же, как и я, изо всех сил стараются. Главное – терпение и любовь. Признаюсь (с улыбкой рассказывает Наталия Николаевна), терпение иногда на грани, но любви к моим деткам у меня не отнять. Я знаю, что всё получится. Я верю в каждого из них, а они доверяют мне. Я их не подведу.
Во время нашего разговора, ученики то и дело старались обратить на себя внимание: каждый пытался показать себя во всей красе – не просто верно решить уравнение, но и подсказать товарищу. Прозвенел звонок. Перемена. Никто не разбегается. Теперь их внимание приковано ко мне. «Кто же все-таки эта тетя, которая так долго разговаривала с нашей Наталией Николаевной?» – прочитала я вопрос у них в глазах. Мы успели познакомиться, и ребятишки наперебой пытались рассказать о своей учительнице. Трудно не поверить в искренность детских слов. Сразу видно, что они души в ней не чают.
Анастасия ЛЕОНОВИЧ.
Фото автора

Вилейская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи. Пожалуй, нужно иметь большое сердце и истинную любовь к педагогике, чтобы работать в учреждении подобного профиля. Можно быть хорошим педагогом, но морально не готовым к возможным особенностям этих детишек – и тогда учеба не принесет результата.

Заместитель директора по учебной работе Мария Деруго гордится каждым педагогом и воспитателем, которые работают в этом учреждении. Одной из лучших считает  учительницу начальных классов Наталию Вайдо. И я отправляюсь к ней на урок. У 4 «А» – математика. Это не обычный класс: здесь обучаются детки с тяжелыми нарушениями речи. Проверяя знания таблицы умножения, учительница четко проговаривает каждую букву – дети повторяют за ней. И с первых минут я ощутила разницу обучения в стандартной общеобразовательной школе и здесь. Этим деткам нужно не только рассказать о таблице умножения, но и научить произносить, логически составлять в предложения математические понятия. Наталия Николаевна поощряет каждый правильный ответ и делает строгие замечания, когда ученики выкрикивают с места – дисциплина. И хоть учительница пытается иногда сделать грозный вид, чтобы пожурить своих ребятишек, детишки  признались мне после урока, что очень любят ее. После ответов у доски класс рассаживается за парты. Впереди – самостоятельное задание. Оценки за него учительница обещает выставить в журнал. Все занялись делом, а у нас появилась свободная минутка для беседы.

– Наталия Николаевна, мне известно, что раньше Вы работали в гимназии № 2. А почему решили поменять место работы?

– По образованию я – учитель белорусского языка и литературы. С детства знала, что выберу именно эту профессию. Еще в совсем юном возрасте любила рассадить игрушки и чему-нибудь их “обучать”. Выросла – мечта осуществилась. Я устроилась на работу в гимназию № 2. Работа приносила только радость и удовольствие. Но позже мне стало интересно, смогу ли я обучать деток с особенностями в развитии? Решение далось мне не сразу, я понимала, что морально в такой школе может быть работать тяжелее, чем в обычной. Помню тот день, когда впервые сюда пришла. И не знаю, как объяснить, но сердце, словно сразу подсказало мне, какое решение принять. Я быстро нашла общий язык с ребятишками. Они для нас всех, я думаю, не просто ученики, а как наши дети. В моем классе обучается 8 детей. Двое – социальные сироты, а остальные приехали учиться сюда со всех уголков Минской области. В каждом классе с учениками работает один педагог и два воспитателя. В нашем классе – это Валентина Хомич и Татьяна Адамович. Мы стараемся дать нашим деткам не только знания, но и по-матерински пожалеть, похвалить, порадоваться успехам… Это не просто работа. За каждого из ребятишек переживаешь как за своего. Ведь это на уроке ты для них учитель. А после занятий – друг, а в чём-то словно мама.

– Наталия Николаевна, расскажите, пожалуйста, в чем разница в методиках преподавания здесь, в интернате, и в обычной школе? Или её нет?

– Разумеется, разница чувствуется. Во-первых, для работы в школе-интернате я проходила в Академии послевузовского образования переподготовку. Теперь я – учитель-логопед. Нашим деткам мало просто объяснить материал. Многие приходят в школу в 7 лет и почти не разговаривают. Им труднее: не всегда получается четко произносить слова, формулировать мысли. Этому всему обучаем мы. Помимо основной программы, во второй половине дня их ожидают коррекционные занятия в эмоционально-волевой сфере, музыкальные коррекционные занятия, логоритмика, различные кружки и спортивные секции. Я преподаю им занятия по коррекции нарушения устной и письменной речи. Еще у нас есть серьёзный повод для гордости. С этого года за каждым классом закреплен творческий проект. У нас – творческая мастерская. Вместе с ребятами мы изучаем особенности различных праздников, делаем открытки, подарки. Такие занятия не просто приносят счастье и радость нашим деткам, но и сплачивают их – делают еще более дружными.

– Наталия Николаевна, Вы сами не раз отмечали, что работать в школе-интернате труднее, чем в обычной школе. А если вдруг появится предложение поменять место работы, Вы согласитесь?

– Вопрос трудный. Я всегда стараюсь не зарекаться, потому что никто не знает, какие обстоятельства сложатся в жизни, и как мы будем вынуждены на них реагировать. Но мне будет нелегко расстаться с этой работой. К деткам прикипаешь всем сердцем. Я стараюсь быть для них не просто учителем, но и старшим другом. Сейчас мои детки в 4 классе. В следующем году они будут заканчивать начальную школу. Как я уже говорила, многие приходят к нам с тяжелыми нарушениями речи. Но в процессе обучения они преодолевают свои недуги. И нередко случается, что после окончания начальных классов далее они продолжают обучение в обычной общеобразовательной школе. Много сил и бесконечную любовь мы вкладываем в каждого из своих учеников. И сейчас я бы не смогла оставить их. Для меня это не просто работа. Для меня они – родные. Я ни разу не пожалела, что пришла работать именно сюда. Да, морально не всегда легко. Бывает, расстраиваюсь, когда что-то идет не так, как запланировала. Не всё удается объяснить с первого раза, не всегда это удаётся сделать и с пятого. Но, когда я смотрю в их глаза, когда они начинают мне задавать вопросы, я понимаю, что они так же, как и я, изо всех сил стараются. Главное – терпение и любовь. Признаюсь (с улыбкой рассказывает Наталия Николаевна), терпение иногда на грани, но любви к моим деткам у меня не отнять. Я знаю, что всё получится. Я верю в каждого из них, а они доверяют мне. Я их не подведу.

Во время нашего разговора, ученики то и дело старались обратить на себя внимание: каждый пытался показать себя во всей красе – не просто верно решить уравнение, но и подсказать товарищу. Прозвенел звонок. Перемена. Никто не разбегается. Теперь их внимание приковано ко мне. «Кто же все-таки эта тетя, которая так долго разговаривала с нашей Наталией Николаевной?» – прочитала я вопрос у них в глазах. Мы успели познакомиться, и ребятишки наперебой пытались рассказать о своей учительнице. Трудно не поверить в искренность детских слов. Сразу видно, что они души в ней не чают.

Анастасия ЛЕОНОВИЧ.

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 170 queries