Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Лучший лесничий области

Лет пять прошло. А может быть, и больше… Стоял ветреный весенний день. Если бы не солнце, доброжелательно созерцавшее мир из-за кромки сплошного массива серых туч, на земле было бы холодно и неуютно. Но солнечный свет окрашивал её в розовые тона. И поднимал настроение ребят со школьного лесничества, которые суетились дружно и слегка неуклюже. Будто пришедшие в себя после зимней спячки муравьи. Велась посадка кустарника и деревьев на месте убранной свалки за территорией бывшего сельского профтехучилища. А Николай Скуловец, лесничий вилейского лесничества, был главным у школьников консультантом…

Через год на том месте дружно поднялась молодая поросль. А теперь эти посадки и вовсе не узнать. Укоренились саженцы, приобрели в земле крепость. Так вошедшие в жизненную силу подростки взрослеют и становятся настоящими мужчинами. Тогда подобные массовые акции лесопосадок, именуемые «неделями леса», только начинались. Теперь они стали масштабными и поистине всенародными. Но это всего лишь одна сторона из разноплановой деятельности лесничества. Ещё есть рубки ухода, охрана лесных угодий от самовольных порубок и… от неблагодарных друзей.
“Лес – друг человека”. Наверно, каждому знаком этот трафаретный и, в любом случае, актуальный плакат. Его часто можно видеть у шлагбаумов, предостерегающих от бесцельных авто-ралли по лесным угодиям. Трудно, однако, представить себе друзей, которые, уйдя с гостеприимного дома, оставили там горы битой посуды и бытового мусора. А вот в лесу – оставляют. Взамен на бесценные его дары, полученный здесь покой и безмятежное состояние души.
– Вот установим в самых «популярных» для посещений местах видеокамеры – будет с кого спросить, – мечтает Николай Скуловец. Оказывается, подобный опыт уже имеется в некоторых соседних лесхозах. И он себя вполне положительно зарекомендовал в плане выявления подобного рода лесных друзей.
По праздникам мой собеседник одевает под форму тельняшку. И эта экипировка – отнюдь не результат его эстетических пристрастий. Служба в северном военно-морском флоте, принадлежащем некогда большой стране, оставила отпечаток на его судьбе. Создав привычки, откорректировав характер сельского паренька со Слонимщины, ясноглазого, улыбчивого. Но и в пору юности уже достаточно целеустремлённого. Эта устремлённость помогла ему выдержать конкурс в технологический институт, не расстаться с любовью, которая действительно получилась настоящей. Именно там он встретил Валентину, уроженку Вилейщины. Девушка не случайно попала в вуз, обучающий работе в лесном хозяйстве. У неё отец, Вильгельм Петрович Крачковский, работал лесничим Ижского лесничества. Валя решила пойти по его стопам. Молодые поженились. А потом случился Чернобыль. И не оставил выбора, где им обоим вить семейное гнездо. Так вилейский лесхоз получил двух толковых, осведомлённых в лесном деле и теоретически подкованных молодых специалистов.
– Почему судьбой жизни я выбрал лес? – задумчиво, словно нащупывая верный ответ, повторяет мой вопрос Николай Скуловец. – Потому что вырос среди леса. По молодости, как и многие мужики, охоту на зверя любил. Это теперь у меня к этому занятию больше философский подход. Родители то никаким образом с лесом были не связаны. А у меня вот такой выбор вышел…
Мы всегда склонны искать истоки. И в себе, и в других. Особенно грешат этим люди моей профессии. Хотя уже не раз приходилось убеждаться, что всё в жизни достаточно условно. Бывает, даже случайный выбор иногда предопределяет человеческую судьбу. Это уж как карта ляжет. У Николая такой вот «лесной козырь» выпал. Теперь уверенно можно сказать, удачный.
– Моё поколение мальчишек, да и девчонок, наверно, тоже, жизнь изучало не в интернете. В этом наше преимущество. Теперь у молодых людей головы компьютеризированы. Все ответы на все вопросы ищут в сети. Теряют живое общение, тягу к спорам, в которых рождается истина… – Безусловно, во многом Николай Николаевич прав. Хотя не прочь выдать индульгенцию интернету. Ведь он помог в выборе профессии новому поколению Скуловцов.
Дочь Николая, Светлана, по специальности – программист. Ей удалось разработать колоритный товарный знак вилейского лесхоза, официально, так сказать, узаконенный. Программистом в парке высоких технологий работает зять. Просто жизнь забежала на новый виток. И уже никогда ничего не вернуть на круги своя. Будь иначе – остановился бы сам процесс эволюции.
А он даже в лесу заметен. В связи с эпидемией африканской чумы уменьшилось поголовье кабана. Откорректировали своё традиционное меню хищники типа волков, направив своё благосклонное внимание даже на лосиные семейства. Всё более проблемными со своим строительным инстинктом становятся бобры. Эти уникальные трудолюбивые зверьки со своими креативными деревянными конструкциями – настоящее бедствие для леса. В болота превращаются лесные угодья, настойчивость расплодившегося зверья, с которой они сооружают новые запруды, взамен разрушенных человеком, просто не имеет предела.
– Правда, что бобр плачет?
– Говорят, если кто-то пересекает его путь. Не буду утверждать, сам не видел. – Хотя подобного рода лесных сказок, очевидно, немало в арсенале моего собеседника. Он может рассказать про настоящие рыцарские турниры лосей во время гона. Когда рога являются их истинно мужским оружием,одновременно способным служить средством нападения и средством защиты от атак активных собратьев. Тех, что ищут благосклонности настроенных на поиск брачных партнёров подруг. Гоны начинаются по осени. А потом участники турниров за ненадобностью сбрасывают рога. Николай Скуловец не однажды их находил среди леса. Уже когда сгоняло снег. И на земле обнажались ветвистые, иногда изогнутые спиралью коричневые наросты, тоже настоящий трофей охотника. И не только. По виду рогов можно судить о состоянии здоровья их владельцев, требующих иногда дополнительной подкормки в виде минеральных веществ и солей. Забота о состоянии охотничьих угодий – тоже удел лесного хозяйства. В характеристике Николая Николаевича Скуловца, представленной в областное лесное хозяйство, отмечается, что в его лесничестве применяются передовые методы работы, такие, как полосно-постепенные рубки, например. Термин для меня новый. И мой собеседник поясняет, что основан он на естественном восстановлении леса. То есть, на делянке идёт не сплошная рубка, а полосная. Часть вырубили, часть оставили. Потом ситуация повторилась. На вырубленных участках, при благоприятном стечении обстоятельств, – утверждает Николай Скуловец, – лес восстанавливается через семь лет естественным путём.
– Благоприятное – это как?
–Интенсивное плодоношение лесных культур происходит циклично, раз в пять лет. Попадёшь на семенной год, восстановится вырубленный лес с наименьшими затратами.
Так случилось в этом году в Вилейском лесничестве. Саженцами посадили лишь семь гектаров. Остальные площади поднялись за счёт семян, разбросанных деревьями во время их интенсивного плодоношения. Многие новации лесхоза – на счету вилейского лесничества. Именно здесь создан музей леса, построен тренировочный полигон для вальщиков. Шесть лет назад лесничеству присвоен статус опытно-производственного.
Именно в эти дни лесхоз начал так называемые заготовки побочного пользования. А чтобы понятней было – пошёл берёзовый сок. Сырьё охотно приобретают пищевые комбинаты и знающее толк в этом исключительно полезном продукте население…
Пластиковые пакеты белеют у стволов сонных, дождавшихся весны берёз. Сок – подарок людям от живой земли и опекающего их неба.
Мария КУЗОВКИНА

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 184 queries