Намеченный на конец января концерт Оксаны Жук не состоялся. Буквально накануне, сгорев от тяжёлой болезни, ушёл из жизни её отец. Он гордился талантом дочери, зримой её популярностью среди земляков и очень ждал этого концерта. Он и прошёл, только уже через 30 дней после похорон. Его Оксана посвятила памяти отца.
«Моя душа, как скрипка, то плачет, то поёт». Наверно, редко бывают столь едины слова, записанные на афише, с духовной сутью того, что происходит на сцене.
У Оксаны Жук, преподавателя скрипки вилейской школы искусств, любовь к инструменту генная. У неё музыкален дедушка, Шубертий Семён Иосифович, известная в Куренце и округе личность. Он всю свою жизнь занимался медицинской практикой, заведовал в округе амбулаториями, перед выходом на заслуженный отдых трудился в Куренецком доме-интернате для престарелых и инвалидов. Причём, пациенты благодарны «доктору Шубертию» за то человеческое участие, которое не всегда сопутствует профессиональным навыкам. А у кого оно есть – это данность свыше. От Всевышнего у Семёна Иосифовича и творческая разносторонность. Оксана помнит, как дедушка вечерами пропадал на репетициях хора медработников. Он самолично выискивал таланты, «ставил» голоса, подбирал репертуар. И виртуозно играл на мандолине. А когда его не по юному возрасту вдумчивой внучке замечталось вдруг о скрипке, он самолично пришёл в музыкальную школу и задал Галине Яковлевне Хигер, первому педагогу Оксаны, прямой, не допускающий двусмысленного ответа вопрос: а будет ли толк из девчонки?
– Будет, – уверенно ответила специалист, имеющий за спиной большой профессиональный опыт. Обнадёженный этой уверенностью, Семён Иосифович все эти годы не уставал следить за творческим ростом внучки. А она, закончив вилейскую музыкальную школу, взяла новую ступень творческого совершенствования, получив диплом Молодечненского музучилища имени Огинского. И тогда, и теперь училище особую известность имеет от наличия в нём колоритного музыкального коллектива – симфонического оркестра, которым руководит заслуженный деятель культуры Республики Беларусь Григорий Сороко. Маэстро не мог не заметить талантливую скрипачку. И во время учёбы Оксана с истинно профессиональным интересом работала в оркестре. А коллектив вёл широкую гастрольную деятельность. В программу творческих турне входили многие страны Европы. Именно с оркестром Сороки Оксане повезло впервые побывать в Польше, Голландии, Чехии. Круг познавательного интереса Оксаны расширился с поступлением её в Белорусскую государственную консерваторию. Именно в то время, когда в ней ректором работал наш знаменитый земляк Михаил Козинец. Созданный им из талантливой студенческой молодёжи оркестр «Молодая Беларусь» стал приметным явлением в национальной музыкальной культуре. Колоритные оранжировки, сочные самобытные голоса юных вокалистов создавали имидж коллективу в глазах многочисленных меломанов и просто благоволящей к отечественной сцене публики. У Оксаны был оркестровый факультет и очень разнообразная гастрольная жизнь.
А вообще, наверно, каждому из нас по жизни встречается тот человек, который в какой-то мере формирует нашу судьбу. Или оказывает на неё заметное влияние. Таких у Оксаны, как мы убедились, было несколько. Они словно стояли в эпицентре судьбой образованного символического круга, создающего для неё особую точку притяжения. Не было бы в жизни моей героини Михаила Козинца – и никогда бы ей не узнать про маленький остров Реюньон, затерянный в огромном пространстве Индийского океана. Остров является заморским департаментом Франции. И на нём, кстати, находится один из самых активных в мире действующих вулканов. Население – меньше миллиона. И почти всё – французских корней. Оксана снисходительно улыбнулась, когда я что-то запнулась о музыкальном менталитете населяющих Реюньон аборигенов. Оказывается, никакого культурного барьера. Так как и образ жизни, и пристрастия – наши, европейские. А мне между тем вспомнилось, как Михаил Козинец рассказывал в интервью о гастрольной поездке в Китай. Неужто понятны населяющим поднебесную наши исконно белорусские мелодии? – задала тогда маэстро вопрос, достойный дилетанта. Музыка – она и в Китае музыка, – получила достаточно убедительный и не унижающий моё журналистское достоинство, ответ. Выходит, что скрипка – она и в Ревиньоне – тоже скрипка. А язык мелодий Чайковского, Прокофьева, Шуберта, Сен-Санса, – любимых композиторов Оксаны, он, как эсперанто, близок и понятен всем, кого волнует музыка.
В жизни моей героини был оперный театр. Ещё до реконструкции она играла там в оркестре. Было удивительное чувство погружения в сценическое действо, перевоплощения в ощущения, которыми жили герои опер и балетных партий. Ведь когда-то в детстве Оксана обучалась хореографии, с юным восторгом в воздушной пачке и невесомых пуантах порхала над сценой. Жизнь уготовила ей эту встречу с детской мечтой, просто подарила её, как дарят повзрослевшим девушкам пухлых кукол в нежно-розовых платьицах.
Оксана любит работать в дуэте. Ей нравится строить сотрудничество и потом получать его ощутимый итог. На том концерте, который всё ж состоялся в школе искусств, она работала в дуэте с пианисткой Татьяной Курц.
– Когда играю одна, мне как бы чего-то не хватает, – искренне делится со мной Оксана. – Мне нужно рядом с собой ощущать живое тепло человеческой души. – И это тепло исходит не только от Татьяны, но и от других партнёров Оксаны по сцене. Например, Владимира Лаптика («Рядом с ним я не волнуюсь»), от Дмитрия Таразевича, баяниста («Он – очень яркая личность»), от Валерия Филиппова, ударника («креативен и неповторим»). Такое чувство, что всё окружение Оксаны – гармонично и колоритно. Потому что она самая такая. Немногословная, сдержанная («В жизни я не очень общительная. У меня даже подруг нет. Моя подружка – скрипка…»). Именно в скрипке Оксана раскрывает себя. Музыка – способ выражения её внутреннего мира («Грустно – играю, весело – тоже делюсь радостью со скрипкой»).
А с чего началась эта взаимная любовь? Когда-то маленькая девочка в светлом платьице пришла с мамой на концерт органной музыки. Он проходил в здании нынешнего вилейского костёла. А тогда в нём размещался концертный зал. Звучала музыка. А под куполами летали белые голуби. И это сочетание неземной мелодии и сверкающих белых крыльев произвело на ребёнка не просто впечатление, оно потрясло детскую душу ощущением неземной прелести совершающегося действия. Так рождалась скрипачка.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото предоставлено Оксаной ЖУК









