– Вот это – бытовые комнаты, там – санузлы, душевые… – Марию Москалевич, председателя профкома унитарного предприятия «Первый Белорусский», как и положено, волнуют условия труда животноводов. Хотя на этой ферме уже не волнуют. Поскольку проектом нового строительства предусмотрены все эти вышеперечисленные удобства. Они, безусловно, повышают имидж труда животноводов и свидетельствуют о реальном курсе государственной политики в отношении проблем агропромышленного комплекса. Одна из них – кадры: их профессионализм и комфорт рабочих мест. Обеспечить данное направление должна программа развития молочной отрасли АПК. В контексте, обозначенном Главой государства.
Вилейщина решительно шагнула в этап реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм. Кроме заботы о человеческом факторе, ставилась задача внедрения новых технологий. К её реализации приступила группа компаний «Унибокс», ставя себе целью осуществление за короткое время программы «идеальная ферма». Как же она выглядит? Побывав на первом пусковом комплексе МТФ «Добровичи», можно создать о ней полное представление. Комплекс уже эксплуатируется. И люди, и животные исподволь привыкают к новым технологиям. Для первых – никакого напряжения. Скорее, наоборот. Доильный зал с выстроенными в параллельно два ряда мычащими особями оборудован всем необходимым для организации процесса доения. Все положенные в данном случае манипуляции выполняются механически, в заранее заданной последовательности. Если корову считать машиной для производства молока, то в этой цепочке от механизма до переработчика роль человеческого фактора минимизирована. Но, конечно же, не сведена к нулю. Руки оператора, ловкие, деликатные прикасаются к животному, создавая своеобразную ауру доверия. Ведь посещение доильного зала – это своего рода стресс для животного. Коровы переведены с рядом стоящих старых помещений. Их там, по утверждению заведующего фермой Светланы Августинович, «доили в бачки». Было много ручного труда. При отсутствии молокопровода продукт вручную доставлялся в молочный блок. Кто был на подобного рода фермах, зримо себе это представляет. Максимум контактов с животными, минимум – изоляции. Понятно, что и дояркам было тяжело, и качество молока страдало от такого тесного соприкосновения с окружающей средой.
От «бачка» – до современных технологий. Эволюция, прямо скажем, впечатляющая. Особенно для тех, кому случилось быть свидетелем и архаичных методов, практикуемых некогда в молочной отрасли. Первое шествие коров в зал было несколько хаотичным, – рассказывает Светлана Августинович. – Животные терялись у доильных мест. С опаской поглядывали вниз, где в технологической яме сверкали серебристо-голубые гроздья доильных аппаратов. Небольшая компьютерная, через застеклённое окошко которой можно наблюдать за процессом – это тоже вотчина Светланы Васильевны. Введённая в компьютер программа позволяет отслеживать жизненные циклы животных, по надоям – дозировать распределение комбикормов. Жёлтые ошейники «чипов» на коровах – контактный элемент программы, позволяющий уйти от визуального наблюдения, которое, как правило, чаще бывает субъективным и не отражает истинной сути физиологических процессов в организме животного. Заведующий фермой показывает стойла, где будет проводиться искусственное осеменение коров, их ректальное обследование. К сожалению, насколько продвинутыми не были бы технологии, всегда в них остаётся место для живого человеческого участия. А может быть, и к счастью. Ведь живой коровий организм по-своему реагирует на контакты с внешним миром, где в генной памяти – тепло человеческих рук. Ну, это уже, так сказать, лирические сентенции, но их не избежать, когда наблюдаешь за животными в их естественной среде. Технологиями предусмотрено беспривязное содержание с круглогодичным пребыванием в помещениях. Понятно теперь, почему проектом запрограммировано наличие при ферме четырёх сенажных траншей.
Новая ферма – это не только впечатляющий доильный зал, помещения для содержания скота, которые уже заполнены коровьим стадом, успешно осваивающим автоматизированную дойку на унибоксовских «параллелях». Вдоль кормушек, «незафиксированные», прохаживаются особи, настроенные на грядущие растёлы. С любопытством воспринимают всё происходящее юные нетели. Именно таков категорийный состав «живности», уже заполнившей помещения первой очереди новой МТФ. Но впечатляет и молочный блок. Не только сверкающими ёмкостями, предназначенными для хранения молочной продукции. Но и актуальной теперь технологией теплопередачи, именуемой рекуперацией. Для выработки теплоэнергии здесь используется сам продукт – молоко, выделяющий при остывании тепловые калории. Как всё это происходит, рассказывает начальник отдела СП «Унибокс» Андрей Литовский. Фирма, по его словам, собирает, монтирует, испытывает оборудование, следит за его эксплуатацией и занимается подготовкой специалистов.
…Когда мы с Марией Москалевич подъезжали к ферме, увидели стаю лебедей. С десяток пернатых копошились на озимом поле, разрыхляя клювами подмёрзшую почву… Уезжая, нечаянно оглянулись. Бело-голубые корпуса первой очереди чёткими очертаниями прорезали мартовское небо. И это было последнее яркое впечатление этой поездки.
Справочно:
Около 50-ти миллиардов рублей кредитных ресурсов затрачено унитарным предприятием «Первый Белорусский» на возведение первой очереди МТФ «Добровичи». Кроме генподрядчика (СП «Унибокс») в строительстве участвовали ПМК-185, ПМК-186, ПМК-88, вилейский «Водоканал», жилищно-коммунальное хозяйство и другие предприятия и организации Вилейщины.
Для Светланы Августинович новая ферма – это первый в жизни опыт подобного рода. Попала она в животноводы вообще из сферы общепита. В местной столовой перестали кормить механизаторов. Нужна была любая работа. Именно на селе.
– Город я, честно, не люблю, – искренне признаётся Светлана. – В деревне родилась. Правда, не здесь, а на Витебщине. А семья сложилась уже в агрогородке Людвиново. Там у нас домик. Муж автогаражом в хозяйстве заведует. А я как пришла со столовой на ферму, так на ней и осталась.
И выбор, надо сказать, получился осознанный, тот, к которому человек не сразу приходит, но держится уже за своё решение цепко. Как за осеннюю ветку дубовый лист. Родилась Светлана в деревне Задубравно. Потому и такое сравнение приходит на память.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото автора