Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

«Он из своих полсотни лет успел прожить лишь девятнадцать»

На днях почта принесла мне письмо от бывшей учительницы Ижской школы Нины Львовны Косяк. Несколько лет назад я познакомилась с этой женщиной, когда писала о ней материал. Человек непростой судьбы, она пережила многое, чем можно поделиться с читателями. Но тогда, во время нашей беседы, особенно запомнилось, как тепло рассказывала Нина Львовна о своих отношениях с мамой погибшего воина-интернационалиста Николая Коледы Марфой Николаевной. Много лет этой дружбе, и за это время Ниной Львовной написано для безутешной матери много стихов.

Вот и это письмо бывшей учительницы – о маме героя, воспоминания о Николае, которому исполнилось бы пятьдесят.
«Для Марфы Николаевны очень трудное время три месяца: январь, февраль и май, – написала Нина Львовна. – И в эти месяцы она всегда ждёт, что где-то прозвучит хотя что-нибудь о её погибшем сыне Николае. В этом году январь для неё особенно тяжёлый – 2 числа её погибшему в Афганистане сыну исполнилось бы 50 лет. Я не смогла на этот раз быть там, в Лесках, рядом с ней. Связь держала по телефону. Добраться до неё мне не дали болезни. Она накрыла юбилейный стол. Я по телефону подбадривала её, успокаивала, что, мол,не останешься одна в эти минуты…
Одной она не оказалась. На юбилее присутствовала группа афганцев во главе с Валерием Сидоревичем, а из Минска приехал сверстник её сына Коли – Мисюль Вася с женой Олей.
И афганцы, и родные побывали на кладбище, на могиле Николая зажгли лампаду, положили цветы. А потом собрались за столом. Марфа Николаевна доложила, что у неё накрыт стол новогодне-юбилейный, что её сыну в этот день исполнилось бы 50 лет… А уже 30 лет 7 месяцев и 8 дней, как его нет.
Действительно, «он из своих полсотни лет успел прожить лишь девятнадцать…»
Остальные в земле пролежал. Мисюль Вася вспоминал, что Коля – его одногодок. Вместе жили в одной деревне Лески. Было одно босоногое детство. Бегали друг к другу напрямую через огород. Одновременно пошли в школу, два года жили вместе в интернате, когда учились в Ижской школе. Коля был и такой, как все дети, и отличался от всех. Он был очень скромный, застенчивый. Никогда не грубил, никого не обманывал, был честным, всегда держал слово. У него слово никогда не расходилось с делом. Он был честным, верным товарищем и надёжным другом. На него всегда можно было надеяться.
В армию Коля с Васей тоже в одном году ушли. Жаль только, что после армии им уже не было суждено встретиться.
А дальше я добавляю в стихотворной форме, что Коля
Жил в деревеньке маленькой своей
И, после дня рабочего на зорьке,
Любил он в отчий дом собрать друзей
И мотоциклом съездить на вечерки.
Он все делил с друзьями пополам
И, не боясь ни зверя, ни простуды,
Любил бродить он по родным лесам…

Об этом мать до смерти не забудет.
Теперь всё это в дальнем далеке…
И нет его. Но помним, как весною
Бессильного утёнка на реке
Спасал он от беды порой ночною.
А вот его никто не мог спасти.
И так горька для материпотеря.
За что ж ему душман проклятый мстил?..
За камнем сидя, был страшнее зверя.
Ему теперь бы только жить да жить,
Открыт простор и к подвигу, и к славе.
Но не успел он многое свершить,
На память маме внуков не оставил.
Материнское сердце не хочет смириться, что её сына нет и не будет никогда с ней рядом.
Афганцы Валерий Сидоревич, Александр Семенюк, Дмитрий Волынец,сидя за столом перед портретом Николая, замечали:
Мы живого его не встречали:
Далеко друг от друга жили.
Но в Афгане, как он, побывали
Под свинцовым огнём и в пыли.

Так что они теперь все – его друзья по Афгану”.
Таким получился юбилей Николая Коледы. Марфа Николаевна от всей души благодарила всех, кто не забыл эту дату. О её сыне помнят – значит, память о герое будет жить долго-долго.
Подготовила Ирина БУДЬКО

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 169 queries