– Я вас просто прошу, посмотрите, что буря наделала в Дядичах! – не откликнуться на такой взволнованный призыв, исходящий из уст начальника района электросетей Михаила Жолнеровича, было невозможно. Тем более, что подтекст этой просьбы открывал суть обнажённой в результате стихийного бедствия проблемы. Потоки стремительных воздушных вихрей с каким-то неукротимым азартом пронеслись по местности, искорёжив, иногда до неузнаваемости, ландшафт. Вот и деревеньку Дядичи, заполненную бурыми остовами под корень срубленных, а иногда и с корнем вырванных деревьев, издали трудно узнать. Прошло три дня после стихии. Скрученные в слабые, словно детские,
кулачонки ветви накрыли дворы. И когда ещё избавятся усадьбы от этой попахивающей зноем и уже разносящей по улицам запах тления серой массы…
– Да сколько мы обращались в сельсовет, что деревья надо срубить, – к единому умозаключению мгновенно приходит консилиум деревенской улицы. И возразить, по большому счёту, нечего. Да, не возводили бы мы в абсолют своё щадяще-бережное отношение к зелёному другу, потери от стихии могли быть не столь масштабны. Ведь упавшие опоры электролиний (и в Дядичах, и в других населённых пунктах) – следствие падения на провода деревьев. Да, в большинстве своём ветхих, давно переживших своих первых хозяев. Стихия в одночасье, такой вот жёсткой ценой, распорядилась их судьбой.
На двор уютного домика, со слегка выгоревшим голубоватым фасадом, упали сразу три тополя. Работники района электросетей, расчистив пространство для новых бетонных опор, уже скручивают остатки проводов, связывая их в одну цепь, и обещают сельчанам «к вечеру дать свет». Их действия координирует мастер района электросетей Юрий Щенников. А оперативная бригада из Долгиновского эксплуатационного пункта в условиях экстрима работает уже третьи сутки.
– Выехали на восстановление повреждённых электролиний в воскресенье вечером, – рассказывает начальник пункта Иосиф Дубаневич. – Работали ночь, день. Отпустили домой на пару часов – и снова в бой. Не было времени, чтобы нормально приснуть… – Линия порвана деревьями – электрики в этом солидарны с жителями Дядичей. Но делают свою работу, кое-где срубая сучья упавших деревьев по ходу электролиний. Одно из них, со сбитой вихрем верхушкой, снова создаёт угрозу благополучия пострадавшей усадьбы и её только что восстановленной самими хозяевами крыши. Самое время его сейчас убрать. Ведь не ровен час, природный катаклизм не замедлит вернуться. Будь он даже более скромного масштаба – ситуация может повториться. И в Туровщине сельчане нам показывают аварийные деревья. С надорванными корнями, раздвоенными стволами. Их бы убрать до восстановления электролинии: как говорится, подуть на воду, обжёгшись на молоке. И взять на себя должна эту миссию… Да, та самая груженная-перегруженная, по нескольку раз неладно вспомянутая и жителями подвергшихся стихии деревень, коммунальная служба. Но…. в тех же Дядичах уже монтируются новые опоры электролиний. А над вновь натянутыми проводами по прежнему угрожающе нависают разорванные ураганом кроны.
Природный катаклизм страшен своей непредсказуемостью. И не столь опасны его материальные, как нравственные, психологические последствия. Рушится сценарий нашей жизненной устроенности. Как всегда, в такой ситуации человек ищет виновных и, понимая, что на природу пенять бесполезно, находит иные выходы для своих негодующих аппеляций: местная власть, ответственные за ликвидацию последствий, страхующие органы. В конце концов, редакция районной газеты, куда, кстати, не единожды обращались со своими неразрешёнными проблемами. И находили поддержку. Теперь вот тоже звонят. И тоже рассчитывают на помощь. Хотя, к чести пострадавших, подавляющее большинство не сидит, сложа руки. Только вчера звонивший в редакцию житель Дядич – Барташевич, уже изыскал возможности и сам отремонтировал повреждённую крышу. У него, кстати, самолично побывала директор представительства Белгосстраха Станислава Курьякова, на предмет возмещения ущерба, согласно договора добровольного страхования. Около 400 обращений от граждан уже поступило на это счёт в представительство. За более чем двадцатилетнюю свою здесь службу такого Станислава Ивановна не припомнит. И ещё она хочет напомнить своим клиентам, что при наличии договора обязательного страхования выплачивается половина ущерба за жилой дом. Полный ущерб компенсируется, если клиент заключил договор добровольного страхования. Тогда в страховую сумму включаются и все пострадавшие от стихии хозяйственные постройки. Руководитель страховой службы также разъясняет: если её сотрудники придут после того, как разрушения восстановлены, их компетентности хватит, чтобы определить изначально имевший место ущерб. Потому надо накрывать крыши, ремонтировать заборы и не ждать страховых агентов.
В той же Туровщине мы с председателем Любанского сельисполкома Ильёй Глусским наблюдали, как трое молодых мужчин с бензопилами пилили кряжестый ствол упавшего во двор усадьбы дерева и грузили в кузов автомобиля колодки. Ведь стихия – именно тот случай, когда собственная инициатива только приветствуется. Коммунальщикам везде не успеть. Население, замечает Илья Петрович, активно взялось за восстановление кладбищ, которые тоже не пожалел ураган. Но и стихия оказалась не столь уж слепой. Мало зафиксировано случаев падения деревьев прямо на жилые постройки. Не пострадали те, кто находился в лесу, на дороге, у водоёмов. Не значит ли это, что нам послано испытание, которое надо пережить вместе, поблагодарить Небо за этот незримый оберег, которым оно оградило нас от самых больших потерь.
Мария КУЗОВКИНА,
фото автора
Комментирует председатель районной комиссии по ЧС Александр СТАЛЫГО:
– Электроснабжение восстановлено во всех населённых пунктах. Между городскими предприятиями (мебельная фабрика, завод стройдеталей, топливосбыт, Молодечнолес, ДСУ-13, лесхоз, ЖКХ, отдел по ЧС) распределены так называемые зоны ответственности. Поставлена задача к концу недели убрать завалы. Оперативно откликнулся завод стройдеталей. В среду заводчане приступили к уборке улиц деревни Желтки.
По аварийным деревьям вопрос решается так: сначала всё же восстановить электроснабжение. Затем линии можно временно отключить – и деревья убрать. Все они учтены, адреса известны.


