Так получилось, что два замечательных события в жизни Вилейской школы искусств хронологически почти совпали. Эстрадный джазовый ансамбль, которым руководит известный маэстро Фёдор Гур, занял первое место в областном конкурсе «Напеў зямлі маёй» и привёз в школу исключительно ценный подарок – электропианино. Обновим память вилейчан, неравнодушных к новациям музыкальной жизни города: несколько лет назад коллектив оркестрантов-духовиков, которым тогда тоже руководил Фёдор Михайлович, в таком же конкурсе взял гран-при и был награждён автомобилем «Газель»… А ещё событие – недавно из Вены, да, той самой, где именитый Штраус создавал свои вечные вальсы, вернулся образцовый ансамбль скрипачей «Комплимент». Выступал на сцене театра «Odeon», юные вилейчане впечатлили местную, искушённую в музыке, публику и получили от жюри международного конкурса диплом «За высокое исполнительское мастерство».
Другого от «Комплимента» нельзя было ожидать. Ведь когда на сцену выходят окружённые романтическим ореолом скрипачи, публика замирает в ожидании таинства рождения настоящей музыки. Сценический сюжет – он создаётся и действием, и образом исполнителя. Зная это, художественный руководитель коллектива Татьяна Жук старается довести до совершенства внутреннюю гармонию концертных номеров. А она начинается, как правило, с внешней. Платьев, причёсок, макияжа, сценического интерьера, на фоне которого рождается мелодия. И этот фон создаётся сотрудничеством и самого руководителя, и концертмейстера Светланы Рожко, и также юных оркестранток. Их, кстати, привела с собой Татьяна Геннадьевна, когда после долгого перерыва приняла приглашение директора Натальи Слижовой и вернулась в школу. Будто в дом родной, после долгой разлуки. Вместе со своими воспитанницами, которых обучала музыке в начальной этношколе.
При струнном смычковом отделении всегда существовал ансамбль скрипачей. Но зазвучал он именно после возвращения Татьяны Геннадьевны. Благодаря особому душевному подъёму, объединившему коллектив и педагогов на пути к творческому совершенствованию. Обретено единомыслие в подборе репертуара. Хотелось, чтобы звучали народные мотивы, классика, и всё это в доступной для зрителя форме. Скрипка – элитарный инструмент. «Пока ребёнок заиграет, много терпения надо», – с этим утверждением Татьяны Геннадьевны трудно не согласиться, глядя, как синхронно взлетают смычки, отталкиваясь от туго натянутых струн, слушая внезапно вспыхнувшую мелодию. Нежную, искромётную или дремотно-доверчивую, как искренний смех ребёнка, которого внезапно разбудил солнечный луч. Скрипка – душа музыки, – любил говорить мой дед, признанный в деревенской округе скрипач. И всё пытался установить мои непослушные пальцы на накладке инструмента так, чтобы ими можно было зажимать струны. Тщетными оказались старания. Скрипачом я не стала. А вот благосклонность у меня к этому инструменту, можно сказать, генная.
Каким-то образом через интернет Татьяне Жук удалось связаться с композитором Дмитрием Явтуховичем. Он сотрудничал с первым составом «Песняроў». Она только зарегистрировала свою страницу в «Одноклассниках», как Дмитрий тут же зашёл «в гости».
– Музыка у него пусть и современная, но в ней наша душа белорусская есть, – уверена Татьяна Геннадьевна. Это ж его «Калыханка» или, вспомните, «Даставай, Язэп, гармонік». Чисто белорусская, очень душевная музыка…
В Вене для конкурсантов была подготовлена сцена, на которой 300 лет назад ставил свои оперы Моцарт, где звучали имена Шуберта и Гайдна. Дети прикоснулись к великой классике. И, в свою очередь, впечатлили публику и жюри мастерским исполнением «Маленького венского марша» Крейслера, «Адажио Спиритуозо» Явтуховича. Была у детей экскурсия в венскую оперу, в её таинственное закулисье и в благожелательную открытость зрительного зала…
Наверно, похожие эмоции испытали и ребята из эстрадно-джазового ансамбля на областном конкурсе «Напеў зямлі маёй». 26 коллективов, все образцовые или народные, нет разбивки по жанрам, деления на детские и взрослые, требовательное жюри.
– У нас есть один существенный провинциальный недостаток, – откровенничает Фёдор Гур. – Мы скованы на сцене. По крайней мере, не так раскрепощены, как наши коллеги из больших мегаполисов – Москвы или того же Санкт-Петербурга.
– Вы и Москву хотели взять? – полушутя-полусерьёзно упрекнул кто-то из жюри вилейский коллектив на недавнем международном конкурсе в Солигорске. Безусловно, считает Фёдор Гур, в уровне исполнительского мастерства его коллектив не уступает, но над сценичностью ещё надо работать.
Вилейский джаз – не авангардный. Он не ошеломляет обычного, неподготовленного зрителя каскадом звуков, рассчитанных на элиту. Это музыка, доступная всем, хотя и очень трудная в исполнении, – считает Фёдор Гур.
Почему джаз? Ну, это очень просто. Когда дети заканчивают музыкальную школу, они ориентированы на классику. А в повседневной жизни такая ориентация не всегда востребована. Потому, убеждён Фёдор Михайлович, нормально, когда музыкант играет всё. В том числе и джаз. Эту своеобразную комбинацию африканского вокала и европейской музыки.
В составе эстрадно-джазового ансамбля школы искусств – 28 человек, 10–12 обычно составляют концертную группу. Больше просто не входит в «Газель», где ещё надо разместить весь комплект музыкальных инструментов.
– Дети не могут играть для себя. Им нужна сцена, общение. Они хотят выплёскивать себя, самовыражаться, работать на публику, – считает Фёдор Михайлович.
Ну что ж, прекрасное желание – дарить свой талант людям. Потому, услышав очередную импровизацию ансамбля, не жалейте для юных музыкантов аплодисментов. Музыкальное творчество требует публичности. И зритель в состоянии её обеспечить.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото предоставлено Вилейской школой искусств