Результаты проведенных Комитетом государственного контроля Минской области проверок деятельности лесхозов свидетельствуют, что должный порядок в ведении лесного хозяйства не наведен.
По-прежнему имеют место факты незаконных рубок древесины, ненадлежащего ее учета и порчи, причинения вреда окружающей среде, нарушения правил ведения охотничьего хозяйства, предоставления недостоверных данных государственной статистической отчетности и т.д.
Самое распространенное нарушение – незаконная рубка леса. Нанесенный в связи с этим окружающей среде ущерб только по фактам, выявленным в ГЛХУ «Воложинский лесхоз» и ГЛХУ «Старобинский лесхоз», составил более 10 млн р.
Не налажен должный учет заготовленной лесопродукции. К примеру, на территории Новотерушского лесничества ГЛХУ «Старобинский лесхоз» выявлены 100 куб. метров неучтенной лесопродукции, что сравнимо с загрузкой 5 лесовозных автомобилей МАЗ.
При этом грешат работники лесного хозяйства и отсутствием контроля за внесением платы за отпускаемую древесину на корню, а также не всегда удосуживаются взимать пеню за продление сроков заготовки и вывозки древесины.
Факты неуплаты таксовой стоимости древесины были выявлены в ГЛХУ «Старобинский лесхоз» – в течение текущего года без оплаты лесохозяйственным учреждением было заготовлено более 1000 куб. метров древесины. Общая сумма неуплаченной таксовой стоимости заготовленной древесины составила 224 млн р., а за продление сроков заготовки и вывозки древесины с 2013 на 2014 год ГЛХУ «Воложинский лесхоз» и ГЛХУ «Старобинский лесхоз» не было взыскано в бюджет 56 млн р.
Также нет должного порядка в вопросах организации охотничьего хозяйства: установлены неединичные нарушения порядка заполнения бланков охотничьих путевок, выдачи разовых разрешений на добычу охотничьего животного и охотничьих путевок к ним. К примеру, должностными лицами ГЛХУ «Воложинский лесхоз» допущены исправления дат действия в охотничьих путевках к разовому разрешению, а также дат добытого животного в отчетах об использовании разовых разрешений, что позволяет использовать документы с просроченными датами на добычу животного и не вносить платежи за выписку новых.
В ГЛХУ «Старобинский лесхоз» установлены искажения отчетных данных охотохозяйственной деятельности. К примеру, завышены данные о доходах, полученных от эксплуатации охотничьих баз и реализации охотничьих путевок к разовым разрешениям на сумму 40,2 млн р., занижены на 37,7 млн р. доходы, полученные от реализации разовых разрешений на добычу охотничьего животного.
Анализ материалов проверок лесохозяйственных учреждений Минской области и реальное положение дел на местах позволяют сделать вывод, что в Минской области подобные нарушения законодательства имеют место не только в названных учреждениях. Беда в том, что в большинстве случаев безнаказанность при совершении подобных нарушений «расхолаживает» кадры, и, в свою очередь, дискредитирует органы власти. Более того, такое отношение к природе причиняет непоправимый экологический ущерб.
По всем вышеуказанным фактам в отношении виновных будут приняты предусмотренные законодательством меры реагирования. Материалы проверок направлены в правоохранительные органы.
Управление контроля за работой агропромышленного
и природоохранного комплексов Комитета государственного контроля
Минской области