Законопроект о коорупции – это констатация некоторых новых видов коррупционных проявлений, ужесточения мер борьбы с ними, регламентация вновь возникающих правовых моментов. Но тема, как говорится, не нова. И наши правоохранительные структуры, тесно взаимодействуя друг с другом, вели и ведут борьбу с этим регенерирующим спрутом, лишают его способности к восстановлению. Как прокуратура вилейского района решает свои задачи по выполнению существующего законодательства, в интервью нашему корреспонденту рассказывает районный прокурор Вадим ШУКРИНОВ:
– Наверно, самый удобный для анализа период времени – полугодие текущего года. Все итоги подведены, определены тенденции, на основе обозначенных констатаций намечены пути дальнейшего взаимодействия прокуратуры с иными правоохранительными структурами в борьбе со злом, занимающим ведущее место в списке антиобщественных проявлений. Итак, какие коррупционные и экономические преступления выявлены в истекшем полугодии на территории нашего района?
– В 1 полугодии 2014 года выявлены и зарегистрированы следующие коррупционные и экономические преступления.
Прокуратурой Вилейского района возбуждено уголовное дело в отношении директора унитарного предприятия «Вязыньское-агро». Он с января 2013 года по сентябрь 2013, имея единый умысел, из иной личной заинтересованности, злоупотребляя своими служебными полномочиями, организовал и обеспечил систематическое внесение заведомо ложных сведений о приросте 36718 килограммов живого веса крупного рогатого скота на животноводческих фермах сельхозпредприятия в документы учета и отчетности о производственной деятельности животноводческой отрасли. Ему принадлежали инициатива, составление и подписание заведомо подложных документов учёта и отчетности о производственной деятельности животноводческой отрасли «Вязыньского-агро». Созданная руководителем ситуация повлекла за собой причинение материального ущерба предприятию в крупном размере, на общую сумму 49057393 рубля: излишние необоснованные начисления и выплаты заработной платы работникам и отчисления в фонд социальной защиты населения. Нанесён вред государственным и общественным интересам, ведь произошли искажения в государственной статистической отчетности. В связи с полным возмещением Вабищевичем причиненного вреда, признанием своей вины, уголовное дело в отношении его прекращено.
Генеральной прокуратурой Республики Беларусь возбуждено уголовное дело в отношении бывшего председателя районного исполнительного комитета. Он подозревается в том, что являясь представителем власти и должностным лицом, занимающим ответственное положение, из корыстной и иной личной заинтересованности злоупотреблял служебными полномочиями. В настоящее время предварительное расследование по уголовному делу не завершено.
В отношении директора Вилейского опытного лесхоза по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции Следственного комитета Республики Беларусь также возбуждено уголовное дело. Ему предъявлено обвинение, применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
В отношении главного бухгалтера опытного лесхоза возбуждено уголовное дело за совершение служебного подлога.
Продолжается следствие по уголовному делу в отношении бывшего руководителя предприятия “Вилейкарайгаз”. К нему применена мера пресечения – заключение под стражу.
Главный бухгалтер предприятия, внештатный заготовитель организации кооперативной формы собственности… Казалось бы, разные «весовые» категории, но единое стремление к реализации материального интереса любым путём. Даже, если последний ведёт в криминальную ловушку.
Особую озабоченность вызывает то, что именно в сфере органов государственной власти и управления в текущем году выявлены экономические и тяжкие коррупционные преступления.
– Выше мы говорили об анализе составляющих такого разнообразного криминального букета. Какие причины, лежащие в правовом или каком-либо ином поле, вызывают к жизни всплеск преступлений коррупционного характера?
– В органах прокурорского надзора отмечают, что среди них можно отметить такие превалирующие, как нарушение принципа подбора и расстановки кадров в соответствующих ведомствах и учреждениях; низкий уровень правовой культуры лиц, совершивших коррупционные и экономические преступления; отсутствие гарантий достойного вознаграждения за честный труд на должности руководителя, социальных гарантий по окончании государственной службы и достижении пенсионного возраста.
– Как правило, при анализе криминальных проявлений, выявляются условия, им способствующие. На Ваш взгляд, какие внутренние или внешние факторы являются своеобразными катализаторами явлений коррупционного характера.
– Основными условиями совершенных коррупционных и экономических преступлений могу назвать неопределенность правового статуса должностных лиц, отсутствие надлежащим образом разработанных должностных инструкций; отсутствие системы ведомственного контроля на предприятиях и учреждениях.
Анализ перечисленных преступлений по субъектам возбуждения уголовных дел, фактам их выявления позволяет прийти к выводу о том, что работа по предупреждению наиболее опасных коррупционных и экономических преступлений ведется на территории Вилейского района в основном подразделениями главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Республики Беларусь, управлением КГБ по Минской области и городу Минску.
В 1 полугодии 2014 года прокуратурой Вилейского района проведено 4 проверки на предмет соблюдения организациями и учреждениями антикоррупционного законодательства. По результатам проверок внесено 3 представления, 1 предписание.
– Вадим Александрович, давайте вернёмся к этим прокурорским проверкам. Например, к той, что проведена в вилейском лесхозе, где вскрыты даже два преступления коррупционного характера. Произошли они исключительно по личной воле их совершивших или были условия, которые этому способствовали?
– В соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» государственные должностные лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательства по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Обязательство государственного должностного лица оформляется в письменной форме кадровой службой организации.
В ходе изучения личных дел работников организации, относящихся к категории государственных должностных лиц,установлено, что в текстах обязательств отсутствует такое ограничение, как запрет совершать от имени негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами,которыми соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах,являются его супруг, близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом, близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам в нарушение порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах.
Председателем комиссии по противодействию коррупции в ГОЛХУ «Вилейский опытный лесхоз» на момент проверки являлся исполняющий обязанности директора названного предприятия, что противорчило требованиям Постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции». Согласно ему,председателем комиссии должен быть заместитель руководителя организации.
– На каких наиболее значимых направлениях работы правоохранительных структур Вы хотели бы сделать акцент, завершая наш разговор о проблемах борьбы с коррупцией и условиями, ей способствующими?
– В дальнейшей работе правоохранительным органам района необходимо организовать и провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление коррупционных и экономических преступлений в наиболее значимых и актуальных сферах жизнедеятельности общества: сфере строительства, выделения и предоставления земельных участков, сфере налогообложения и уплаты обязательных государственных платежей, сельского хозяйства, необходимо уделять особое внимание выявлению нарушений законодательства при организации и проведении аукционов, тендеров, осуществлении госзакупок.
Требует активизации работа со средствами массовой информации государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией и экономическими преступлениями на территории района. Мария КУЗОВКИНА.
Фото Сергея БЕДРИЦКОГО