Завод «Зенит» как был, так и остаётся визитной карточкой города. Для Вилейки очень многое с ним связано. Предприятие определило для города ориентир развития, создав и затем реализовав концепцию промышленной застройки. Завод, а рядом – район многоэтажек со всей необходимой для жителей инфраструктурой: школа, садики, магазины… Помнятся сборочные цеха предприятия, издали напоминающие оживленный птичник, вблизи – создающие иллюзию рынка очаровательных невест. Сегодня у «Зенита» – новая орбита. В прошлом – фотоаппараты, в настоящем предприятие сохраняет свой «оптический ориентир», именуя в номенклатурном перечне эти свои изделия как продукцию специального назначения.
В нашем глобализованном мире о степени благополучия производства судят по расширению сфер его влияния на рынках – внутреннем и особенно внешних. Экспорт – это признание, валюта, перспектива развития. Вот какая цепочка получается.
Как обозначены её звенья в маркетинговых изысканиях завода «Зенит» – с этим вопросом обращаюсь к директору предприятия Александру РАДЧЕНКО:
– Завод выполняет мероприятия по наращиванию экспорта. Они ориентированы на выполнение прогнозных показателей по внешнеэкономической деятельности. Объём экспорта товаров за пять месяцев текущего года составил 1 миллиард 188 тысяч доларов США. Цифра внушительная, но, в отношении к прошлому году, она составила 75 процентов.
? Предприятие не справилось с поставками по договорам или возникли проблемы с заказчиками?
– Нашей вины здесь нет. По заявке покупателей из Азербайджана мы изготовили продукцию, но из-за отсутствия предоплаты отгрузку задержали. Аналогичная проблема получилась и в отношениях с концерном «Ижмаш», Вятско-Полянским машиностроительным заводом «Молот».
?Рост экспорта вашему предприятию запланирован в размере 117 процентов. Как собираетесь оптимизировать ситуацию?
– Заключены договоры по поставке продукции на экспорт на сумму 3 миллиона 860 тысяч долларов. В числе наших торговых партнёров – Америка, Канада, Судан, Болгария, Казахстан, Грузия, Латвия, Россия, Украина, Узбекистан, Азербайджан. Ведутся переговоры и имеются протоколы намерений на поставку продукции в Сербию, Австралию, Германию, Монголию, Великобританию.
?Получается, торговая марка «Зенита» засветится на всех мировых континентах. Для осуществления такой широкой «географии» поставок нужна соответствующая товаропроводящая сеть…
– Она у предприятия создана. Поставляем изделия 45-ти субъектам товаропроизводящей сети (в том числе, 11-ти – новым). Основная наша задача – создание на принципах взаимовыгодного партнёрства собственной товаропроводящей сети и, естественно, исключение из неё недобросовестных посредников.
?Какая имеется перспектива у рынков сбыта? Есть ли тенденция к их расширению? И в отношении каких регионов она зримо просматривается?
– Планируется дальнейшее продвижение наших изделий на рынках Российской Федерации, Средней и Юго-Восточной Азии, европейском. Расширяем диллерскую сеть в России, Казахстане, Украине, Узбекистане. Специалисты предприятия, маркетологи выезжают в те страны, где имеются потенциальные условия для продвижения на их рынки нашей продукции. Естественно, мы распространяем свою рекламу в сети Интернет. Ведём мониторинг рынков сбыта в Иране, странах Африки, Азии. Готовятся запросы в загранучреждения Республики Беларусь, которые там размещаются, максимально используются возможности сайтов Минпрома и Минторга.
?Какие виды зенитовской продукции наиболее популярны у зарубежных потребителей?
– Здесь однозначно не ответишь. В Америку, Канаду, Судан мы поставляем прицелы на спортивные и охотничьи ружья, в том числе, и с применением усиленного патрона для охоты в сафари.
?На слонов, что ли?
– И на них, если получится. Страны Средней Азии нуждаются в комплектующих для тракторостроения. Мы им поставляем карбюраторы, магнето, прицелы, правда, тоже. В нашей оптике нуждаются оружейные предприятия России. Для этой страны мы также поставляем несколько видов узлов тормоз-ных систем к автомобилю “КАМАЗ”. А медицинские весы охотно приобретают Узбекистан и Азербайджан. Хотя эта градация несколько относительна: условия рынка довольно переменчивы.
?Мы накануне важнейшей даты в жизни государства – Дня Республики, определившего наш нынешний суверенитет. Скажите, расширяя круг своих зарубежных партнёров, сотрудничая с ними на рынках, вы предполагаете, что тем самым укрепляете независимость своей страны?
– Безусловно. И, пользуясь случаем, хочу поздравить с наступающим праздником наш большой трудовой коллектив, потребителей зенитовской продукции, всех вилейчан, отмечающих 550-летие нашего города. Здоровья всем и успехов!
Беседовала Мария КУЗОВКИНА


