В Безводном нынче коренных жителей почти не осталось. Николай Иосифович напрягает память, мысленно представляя себе усадьбы… Так, двора три-четыре. Но… деревенька востребована дачниками. Места здесь лесистые, грибные – вот и стремятся сюда люди, уходя подальше от городской суеты. Николай Иосифович Шалухо с супругой наоборот подались поближе к городу, в дачный посёлок под Минском, где, считай тот же деревенский уклад, а нужный комфорт обеспечивает присутствие дочери. Недавно ему исполнилось 80 лет.
Мысли в такие годы, как правило, бегут не вперёд, а назад. Память, а она у Николая Иосифовича цепкая, объёмно выхватывает из прошлого эпизоды, сюжеты, события, лица. То, что когда-то было дорого, любимо – оно и теперь будоражит сознание. Отделенное временем не становится менее значимым. Может быть, только не столь остры ощущения, но от горького – вкус горечи, от светлого и доброго – ощущение лёгкий грусти. Как например, от памяти об отце. До 1939 года, времени воссоединения Беларуси в едином государстве, отец Николая служил кавалеристом в польской армии. Потом к лошадям на всю жизнь он сохранил особое пристрастие, предпочитая их всем иным транспортным средствам.
Детская память Николая сохранила ужас первых дней фашистской оккупации, тоскующие от неопределённости материнские глаза. Так случилось, что перед войной отца отправили в Гомель на курсы, как будущего организатора, в то время весьма актуальных, лесозаготовок. Домой ему возвращаться пришлось средь войны. Попал в немецкий плен. Удалось уйти короткой июльской ночью от зорких взглядов вооружённых охранников. Рассвет догнал посреди густой ботвы картофельного поля. Там и пролежал целый день, пока густая тьма вновь не накрыла разгорячённую от летнего солнца землю. Николай впитывал эти волнующие рассказы, начиная по-взрослому осмысливать суть происходящих событий. После освобождения отец получил бронь и начал вместе с земляками восстанавливать то, что было разрушено войной. В Безводном стала работать школа, сюда прислали учителей из ранее освобождённых районов Беларуси. Её посещали дети из соседних деревень – Корытницы, Ковалей. Разворачивал работу недавно организованный совхоз.
Николай помнит, как в 47-ом году вступил в комсомол. Единственный из класса он решился тогда на этот мужественный поступок. В лесах ещё сидели, затаившись в укромных местах, вооружённые бандиты. В бессильной злобе они уничтожили то, что несло многострадальной земле отрадные перемены. Они подстерегали на лесных дорогах активистов новой власти, – финагентов, страховщиков, издевались над ними, изувечивали, расстреливали. Члены коммунистического молодёжного союза, естественно, тоже попадали в зону особого риска.
Николай от райкома комсомола шёл домой пешком. По дороге несколько раз доставал из кармана полученный комсомольский билет. Охваченный огромной радостью от осознания важности только что случившегося в его жизни события.
Помнится, в годы моей юности огромное волнение вызывали строки из известного стихотворения Александра Кулешова «Комсомольский билет». Моё поколение сопереживало юности, ушедшей в войну, юношам, осенённым высокими идеалами и мужественно подставившим свои честные, молодые сердца под дула фашистских автоматов. Даже на фоне последующей ревизии коммунистической идеологии, разве не достойны они нашего с вами поклонения? Ведь мир исподволь скатывается в пропасть бездуховности и пошлости. А, как известно, природа не терпит пустоты. На эту тему мы рассуждаем со старым учителем. И ностальгические нотки – как констатация очень значимой потери. Не физического, а нравственного порядка, но оттого – не менее ощутимой.
На новом витке своего развития государство нынче стремится и многое делает по восстановлению духовных идеалов юношества. В новом их качестве, на иной идейной платформе, но при сохранении гуманистических традиций молодёжного движения. Они – альтернатива праздному времяпрепровождению и,как бы там ни было,накрепко сцеплены с корнями историко-патриотического прошлого. По крайней мере, не на пустом месте пускают ветви деревья нашей генной и родовой памяти. И слава Богу, здравствуют те, кто стоял у её истоков. Такие, как мой собеседник, добрый и глубокий след оставивший на ильянской земле. Николай Иосифович вспоминает тех, кто был рядом, помогал, наставлял,поддерживал, вдохновлял своим присутствием. Например, председатель Ольковичского сельсовета Полина Снежко, депутат Верховного Совета СССР. Он при ней работал в местном клубе заведующим и одновременно уже начинал вести агитационно-пропагандистскую работу среди населения. Информационным помощником пропагандиста в то время был «Блокнот агитатора». Выходивший скромным объёмом журнал содержал бесценную информацию о политическом моменте, международных отношениях, росте благосостояния советских тружеников. Эти темы в доперестроечные времена превалировали в информационно-пропагандистской работе.
Николай Иосифович, как и положено, приходил туда, где общественный труд по-своему уже сплачивал людей. Например, в разгар посевной становился рядом с сеятелями и шёл след в след, щедро разбрасывая из лубка зёрна по вспаханной земле. Это было задолго до того, как в поле вышли механизированные агрегаты.
– Смотри ты, из интеллигентных, и умеет, – удивлялись сельчане. Не все знали, что эту науку он проходил в родительском доме, под требовательным взглядом отца. А выстраивались на сенокосе длинным клином, словно аисты перед полётом, мужики с косами, – и тут он был среди них. Может,и верили тогда люди пропагандистскому слову, что убедительной была сила личного примера его носителя.
За плечами – Гродненский пединститут. Устроена семейная жизнь. Его женой стала милая, душевная девушка. Аня – Анна Васильевна, учительница математики. Первого июня исполнилось 57 лет их семейному союзу. Почти всё это время они трудились бок о бок – он – директором, она – учителем в Ободовской восьмилетней школе.
– Сколько мог, я свою школу «пудрил», – шутит Николай Иосифович. Сделал пристройку, ремонтировал, научился зарабатывать деньги. Ученики, сельские ребята, труда не боялись. Ежегодно для местного лесничества собирали по 20 тонн шишек. За помощь школа была награждена такой незаменимой в её хозяйстве бензопилой, а на её базе область организовала семинар для заведующих районными отделами образования. Трудом Николай Иосифович, вместе с коллективом педагогов-единомышленников, создавал и воспитывал человека.
Выращивали картофель – снимали урожай до тридцати тонн. Металлолом, макулатура – всё это давало средства на развитие. Материальная независимость, как правило, предполагает внутреннюю свободу. Её Николай Иосифович ощущал в полной мере, тем более, что было в этом плане несомненное понимание районного руководства. Бывший руководитель отдела образования, ныне покойный, Илья Николаевич Солдак, умел ценить самодостаточных людей. Ибо сам по натуре был таким. Он занял сторону коллеги даже в конфликте, который у того случился одновременно с районной исполнительной и тогда ещё и партийной властью.
Среди его учеников – и кандидаты, и доктора наук, и просто честные труженики. Все они помнят жизненные уроки своего директора, который был одновременно и строгим, и добрым, учил нести ответственность за любые свои поступки и с которым они вместе посещали музеи, театры, памятные места Беларуси. Историю страны его ученики постигали не только по книгам, и потому знание их – полное и конкретное.
В семье Николая и Анны Шалухо выросли две дочери. Обе с отличием закончили базовую школу и с золотой медалью – Ильянскую среднюю.
С собой на дачу Николай Иосифович захватил гармошку. Научился играть на сельских вечеринках, когда местные девчата уводили музыкантов на долгие ужины, где для настроения им часто наливался в стаканы напиток местного производства. А чтобы молодёжь не скучала, Николай сначала осторожно, потом всё смелее давил на клавиши. Полька, краковяк, амурские волны… Звучат сегодня в белорусском пристоличье полузабытые мелодии.
– Соседям нравится, – не скрывает радости мой собеседник.
Мария КУЗОВКИНА.
Автор благодарит директора Ильянской средней школы имени А.А. Гримотя Игоря Юшко за предоставленные фотоматериалы.
Николай Иосифович – выпускник нашей Ильянской школы 1953 года. Учился вместе с поэтом Владимиром Попковичем, известным краеведом Иллириком Варавкой.
Мне посчастливилось учиться с 4 по 8 класс в Ободовской школе, где Николай Иосифович работал директором и преподавал историю. Именно его уроки привили интерес к предмету и краеведению вообще. До сих пор для меня Николай Иосифович – пример настоящего педагога и руководителя.
С уважением – Игорь Юшко,
директор Ильянской средней школы