«Возвращайся, возвращайся из далёкой заграницы. Не могу я в белом вальсе со своей бедой кружиться…» – Особенно актуально в эти дни звучит мелодия «Афганского вальса», объединяющая солдатские судьбы разных исторических времён. И их трагические финалы, что непережитой болью продолжают стучаться в сердцах тех, кто не дождался. Трагизм этих судеб рикошетит в сознание потомков. И возводятся на земле памятники-символы – материализованная людская боль. Накануне Дня Победы такой появился на территории Ижской школы, где учился бывший воин-афганец Николай Коледа. Тридцать лет прошло, как в очередной раз печально известный «чёрный тюльпан» доставил свой горький груз на землю Беларуси. А Николая Коледу на его родине все помнят живым. Отзывчивым, трудолюбивым, скромным. Говорят, Всевышнему такие тоже нужны. Возможно, в оправдание безвозвратных потерь придумали для себя люди это весьма слабое утешение. И повторяют его, не находя иных слов, одиноким до исхода их земных дней матерям.
Он родился в деревне Лески, где рядом мохнатятся ели над восстановленными партизанскими землянками. Где в самом деле вокруг много леса, а березняк такой густой, что местные жители приспособились было заготавливать из его молодых побегов веники. Когда листва опадёт – остаются одни упругие черноватые «дубцы». Собрав их в пучок и скрутив гибкой лентой коры, ими подметали дворы и улицы. Николай жил в пришкольном интернате, как и другие дети, которым до школы приходилось добираться из отдалённых деревень. Лия Тимофеевна Ходанович, учитель этики, некогда работавшая и воспитателем в интернате, помнит, как Николай партиями таскал сюда из леса готовые веники. Чтобы техничкам удобно было подметать двор. Встанет зимой на лыжи – и в лес.
Большое видится на расстоянье, – сказал когда-то известный русский поэт. А ведь в самом деле, те мелочи, которым тогда, тридцать лет назад, не придавалось особого значения, приобретают сегодня уже совершенно иной смысл.
Будто юные солдаты на брустверах окопов, выстроились у вырытых в строгом порядке ямок молодые туи. Сегодня, буквально через несколько минут, здесь будет посажена аллея памяти воина-афганца Николая Коледы. Имя погибшего земляка-солдата носит пионерская дружина школы. В специальном альбоме собраны воспоминания одноклассников Николая. Лия Тимофеевна самолично проделала большую работу, разослав десятки писем, систематизируя и оформляя полученный по почте и в результате непосредственного общения с земляками материал.
Говорят, в одну воронку бомба дважды не падает. А вот, вопреки поверью, выбор на Ижскую школу выпал четырежды. Четверым её выпускникам пришлось в разное время исполнять в Афганистане интернациональный долг. Трое из них вернулись к матерям.
У школы собрались бывшие воины-интернационалисты, представители местного казачества. На торжественную линейку выстроились ученики. Открыла её Валентина Новосёлок, председатель Ижского сельисполкома, ей выпала честь учиться с Николаем Коледой. Не скрывала слёз нынешний директор школы Светлана Ходанович, уверяя Марфу Николаевну, мать воина-афганца: «Николай был, есть и будет с нами». Материнской памяти и боли – низкий поклон. Поклон её вечному ожиданию, годам, лишённым любви очень близкого, самого родного человека. Того, кто понимал её усталость, её заботы, кто мчался вьюжной зимой к колодцу, чтобы принести в дом вёдра ледяной, сохраняющей глубинную силу земли,воды и избавить мать хотя бы от малой толики домашних хлопот. Отрывочные воспоминания Марфы Николаевны так свежи, как будто и не было тех тридцати лет, рубежом вечности вставших между нею и сыном.
– В жизни каждого юноши наступает момент, когда он начинает осознавать свою ответственность перед семьёй, Родиной, – заметил районный военный комиссар Юрий Ганчиевский. Точка отсчёта этого момента – воинская присяга, служба, приказы, требующие безусловного выполнения. Таким роковым приказом стал для Николая Коледы Афган. В том, что открытие памятной доски и аллеи его памяти состоялись – заслуга и руководителя местного акционерного общества «Чурлёны» Петра Мирголовского, и директора ДРСУ-162 Александра Майстровича, и предпринимателя Виктора Гиля. Их имена называет председатель Ижского сельисполкома.
Выстроились в две шеренги, будто солдаты на плацу, молодые деревца. Отзвучал «Афганский вальс» – и во внезапно зависшей над школьным двором тишине негромко пророкотал гром… Кажется, сами небеса благословляли вечную память светлого сына вилейской земли.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото автора


















