Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Судьба одного из авторитетных пастырей Белорусской православной церкви Виктора Васильевича Бекаревича

Особого внимания в истории Латыголя заслуживает судьба одного из авторитетных пастырей Белорусской православной церкви Виктора Васильевича Бекаревича. Его древний род был известен еще со средних веков. В документах Санкт-Петербургского архива, относящихся к 1640 году, даже сохранились данные о протоиерее Бекаревиче, далеком предке Виктора Васильевича, служившем в поместной церкви.

За прошедшие века родовые корни семейного древа разрослись, потянулись в разные стороны. Однако линия духовных пастырей среди потомков не прервалась и поныне. Так что семейные традиции у этого рода очень давние и прочные. Почти все мальчики посвящали себя служению Богу и людям. Эти славные традиции рода Бекаревичей предопределили и судьбу Виктора.
Сын сельского священника, он родился 24 ноября 1915 года в селе Великие Дольцы Витебской губернии. Много было памятных событий в жизни Виктора. В детстве оставил глубокий след 1919 год. Солдаты, солдаты… То красные придут, то белые. Устраивали постой в селе, обед прямо на улице варили… Как-то красноармейцы даже конфет дали, в клуб пригласили. Долго потом он эти конфеты вспоминал… и красивую церковь в Долгинове.
А потом отца Василия перевели из Долгиново в Мильчу. Через год, после подписания мирного договора, рядом прошла государственная граница. Бекаревичи всей семьей оказались на территории Польши. Жили у самой границы. Дом был большой, но 2-3 комнаты в нем занимала таможня. Виктор слышал, как ночью ловили контрабандистов, крики, стук…
В Мильче пробыли приблизительно до 1928 года. Жилось трудно. Семья большая – пятеро детей. Как-то раз из Советского Союза пришло ценное письмо, а в нем 2 карбованца. А карбованец тогда сорок злотых стоил! А сорок злотых – это двадцать пудов хлеба. Так и помогали им родственники из-за границы.
Вскоре польские власти начали проводить перепись населения. Пришли к отцу Василию, спросили, желает ли он польское гражданство принять? Местные, наученные горьким опытом, соглашались, а батюшка – нет! Я, мол, подданный Святой Руси… Ох, как потом это сказалось на детях…
Выбор Виктором жизненного пути, как уже отмечалось, был предопределен семейными традициями. Сначала народное училище, потом девять лет учебы в Виленской духовной семинарии. Завершил образование он на богословском факультете Варшавского университета.
Сентябрь 1936 года оказался для молодого священника особенно памятным. В то время Виктор стал выпускником семинарии, его невеста – Александра Владимировна Альбова – выпускницей польской гимназии. Они венчались в Латыгольской церкви 6 сентября 1936 года. 21 сентября того же года отец Виктор был рукоположен в дьякона, а через неделю – в иерея. Тогда же его назначили настоятелем Ильинской Св. Иосифской церкви, и он поступил на богословский факультет Варшавского университета.
Занимался стационарно, выкручивался, как мог. Старался быстрее сдать несколько зачетов – и домой, в приход. Там ведь ждала его молодая жена… Преподаватели понимали и шли навстречу: сами на недельку-другую раньше отпускали на каникулы.
Как вы уже догадались, тестем отца Виктора был Владимир Николаевич Альбов, настоятель Латыгольской церкви.
Но вскоре опять вмешались власти. Мол, кто не гражданин Польши, тот не имеет права быть настоятелем. Все рушилось. Два года учебы в Варшаве пошли прахом, ведь оттуда выгнали. Родился второй ребенок, пришлось потуже затянуть поясок. Приход в Илье отняли. 11 января 1939 года был назначен настоятелем в Латыгольскую Св. Николаевскую церковь, где прослужил 17 лет.
Василия Сафроновича Бекаревича вывели за штат. Неизвестно, чем бы все это кончилось, но подоспел сентябрь тридцать девятого года. Бекаревичи снова почувствовали себя людьми, а не гражданами второго сорта. Хотя и тут были свои проблемы: отношение Советской власти к церкви нельзя было назвать теплым. Когда пришли немцы, отец стал опять служить в церкви. Немцы не трогали, и он молчал.
Во время Великой Отечественной войны отец Виктор делил все горести с прихожанами. Он чувствовал себя в ответе не только за собственных маленьких детей, жену, но и за 25 деревень, жители которых составляли его приход. Не только молитвами священник помогал людям. Без стеснения шли прихожане в его дом: знали, что тут в помощи никому не откажут, по-братски поделятся последним куском хлеба. Отца Виктора уважали не только за сан, но и за искренность, доброту.
После освобождения от оккупации он рассказывал: «Взаимовыручка и доброжелательность спасли нас всех, дали возможность выстоять в те страшные годы». Это не пустые слова и не пафосная риторика. Ведь как без помощи односельчан он мог бы почти год прятать двух военнопленных, бежавших из фашистских застенков в Молодечно? Назвавшиеся Колей Грачевым и Володей Мурашовым парни были рабочими-коммунистами из Тулы. Только через три месяца, когда они убедились, что батюшка свой, по-настоящему партизанский (так звали отца Виктора в округе), открылись ему полностью. Рискуя не только своей жизнью, но и домочадцев, он лечил и выхаживал их, пока ребята не поправились. Благодаря Бекаревичу оба оказались в партизанском отряде.
Память Виктора Васильевича хранила много эпизодов военных лет. И хотя ему не довелось участвовать в боевых сражениях (еще в семинарии он присягал служить до смерти вере), но в победу над фашизмом и латыгольский батюшка внес вклад.
Отец Виктор активно помогал партизанам в борьбе с оккупантами, доставал у немцев медикаменты и передавал их партизанам. Недаром в его военном билете рядом с пометкой «военному делу не обучен» соседствовала запись «…был связным партизанского отряда».
Однажды в 1944 году, преодолев две сотни километров от базы, приехал к священнику комиссар партизанского отряда, чтобы выполнить последнюю волю Володи Мурашова. Умирая на руках комиссара, тульский паренек взял с того клятву, что он передаст латыгольскому батюшке: «Володя честно погиб за Родину».
Вспоминая Мурашова, каким он был, Виктор Васильевич и матушка Александра Владимировна долго плакали о погибшем, читали молитвы. Володя был очень добрым, удивительно работящим и честнейшим человеком.
В феврале 1944 года священник Виктор Бекаревич передал подпольному Молодечненскому РК КП(б)Б и подпольному РК ЛКСМБ 5.100 рублей. Штаб партизанского движения БССР 24 ноября 1944 года выдал отцу Виктору официальную справку о том, что он был связным партизанского отряда имени Григория Котовского.
Родина отметила заслуги протоиерея Виктора Бекаревича, наградив его орденом Отечественной войны II степени и двумя медалями. 11 апреля 1947 года патриарх Алексий вручил латыгольскому священнику наперсный крест. В 1952 году ко дню св. Пасхи он был награжден саном протоиерея.
После окончания войны мирная жизнь налаживалась. Подрастали в семье Бекаревичей дочери Ирина (родилась 06.06.1939), Ариадна (06.09.1940), Вера (16.09.1941) и сын Николай (19.05.1945). И тут пришло очередное испытание.
По взглядам отец Виктора Васильевича был монархистом. В 1948 году, когда у Василия Сафроновича произвели обыск, то нашли много церковной литературы, а еще и дворянскую грамоту… Расстрел заменили на двадцать пять лет лагерей.
Первое время бывший священник сидел в Волковысской тюрьме. Оттуда и пришло письмо Виктору Бекаревичу, в котором его отец сообщал, что в тюрьме сидят шесть православных священников и три католических ксендза. Все они хотят причаститься и просят привезти им святое причастие.
Получив в Минске разрешение на свидание, будущий протоиерей впервые ехал со святым причастием к родному отцу. Ждали его и другие священники. Тюремное начальство также не стало чинить препятствий отцу Виктору.
В то памятное свидание Василий Бекаревич признался сыну, что помилования просить не будет. Вскоре его выслали в Сибирь. Отец Виктор вернулся в Латыголь. Но мысли об отце не покидали его.
Однажды молодому Бекаревичу приснился странный сон. Будто пришел он в деревянный кинотеатр через боковую дверь, а там, в президиуме, за столом, покрытым красным сукном, сидят пять–шесть человек. В первом ряду зрительного зала человек семь разместились, и среди них его отец в белом подряснике. Виктор схватил своего отца и вытащил из этого кинотеатра.
Когда батюшка проснулся, сразу сел за письмо к Первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Примерно через полгода, в 1953 году, отца Виктора Васильевича выпустили. О том времени у младшего Бекаревича остались на память копия дворянской грамоты да справка об амнистии, в которой сказано, что смертная казнь священнику Василию Сафроновичу Бекаревичу, 1882 года рождения, уроженцу деревни Чеботовичи Дисненского района, сначала была заменена 25 годами исправительных лагерей, а затем он за отсутствием вины был полностью реабилитирован.
Не оставался протоиерей Виктор в стороне от забот своей паствы и после Победы. Вместе со всеми он восстанавливал местное хозяйство, благоустраивал быт, думал о будущем детей. По ходатайству Бекаревича в деревне Латыголь вместо семилетки открыли школу-десятилетку. По тем временам это была радость не только для родителей и детей, но и для районных властей.
С 1951 по 1955 год отец Виктор был благочинным Вилейского округа, затем – настоятелем Свято-Аннинского храма в Столбцах и благочинным Столбцовского округа. В 1960 году его назначили настоятелем Свято-Александро-Невской церкви (при Военном кладбище) Минска и одновременно секретарем Минского епархиального управления (по 1960 г.). В 1970 году по решению Священного Синода и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена Бекаревич стал настоятелем Свято-Николаевского собора в столице Австрии Вене. Одновременно отец Виктор нес и административное послушание, будучи секретарем местного епархиального управления.
В Австрии ему доводилось встречаться с представителями эмиграции. Особенно интересной была ее первая, послереволюционная, волна. Графиня Разумовская, князь Трубецкой, графиня Раевская, у которой братья были известными учеными, академиками… Хорошие отношения у Бекаревича сложились с католиками и протестантами, сотрудниками посольств. Даже десятилетия спустя он вел с ними переписку.
По возвращении в 1979 году на родину отец Виктор продолжал настоятельское служение в Свято-Александро-Невском храме. В 1986 году по представлению митрополита Филарета за усердное служение Матери Церкви и полувековое священство его наградили Патриаршим Крестом, а в связи с 80-летием со дня рождения – орденом святого равноапостольского князя Владимира II степени.
Посвятив всю сознательную жизнь служению Богу, особенно ярко проявил талант отец Виктор как пастырь душ человеческих. Где бы ему ни приходилось нести служение – в сельском приходе в Вилейском районе или в Минске, везде он искренне и самоотверженно исполнял священный долг. Трудно переоценить вклад отца Виктора в воспитание традиций благочестия и христианской нравственности, в возрождение, сохранение и приумножение духовного и культурного наследия белорусского народа. Он стал человеком-легендой не только для своих бывших прихожан, но и многих людей, лично знакомых с ним. Умер Виктор Васильевич Бекаревич в августе 2002 года.
Еще при жизни священника в краеведческом музее на его родине был собран богатый материал о его судьбе и делах. Режиссер Владимир Орлов по проекту телеканала ОНТ снял о нем документальный видеофильм «Батюшка».
Александр ПЛАВИНСКИЙ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 183 queries