Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Документы утеряны? Обращайтесь в суд

Какой минимальный стаж работы надо иметь, чтобы оформить трудовую пенсию по возрасту? С таким вопросом обращаются в редакцию наши не очень продвинутые в правовой теме читатели. Возникают и иные вопросы, касающиеся пенсионного законодательства. Ответить на некоторые из них мы попросили Марию СТАВСКУЮ, начальника отдела пенсионного обеспечения управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома.

– Для возникновения права на трудовую пенсию по возрасту предусмотрено условие о наличии минимального страхового стажа (т.е. периода уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь). С 1 января 2014 года он составляет 10 лет.
Увеличение минимального страхового стажа работы, требуемого для назначения пенсии по возрасту, с 5 до 10 лет произведено Указом Президента Республики Беларусь от 3 сентября 2013 г. №389 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования». Данным Указом условие о 10-летнем страховом стаже установлено и для назначения пенсии за выслугу лет.
Вместе с тем законодательством сохранены прежние условия по минимальному страховому стажу (5 лет) для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям инвалидов с детства, многодетным матерям (родившим 5 и более детей), инвалидам с детства и некоторым другим категориям граждан. Также не изменяются условия для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
– Будут ли периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодателем не уплачивались или уплачивались в неполном объеме, засчитаны в стаж для назначения пенсии?
– Нет, не будут. В соответствии с пенсионным законодательством право на пенсию и ее размер обусловлены уплатой обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд). Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование установлен в размере 28 процентов от фонда оплаты труда, для работников – 1 процент заработка.
– Кто может рассчитывать на назначение пенсии по возрасту досрочно в случае увольнения?
– Досрочно, но не ранее чем за один год до достижения общеустановленного пенсионного возраста, может быть назначена пенсия при признании гражданина безработным и наличии у него права на получение пособия по безработице в течение не менее чем 52 календарных недель. Право на досрочную пенсию по возрасту с согласия заявителя определяет управление по труду, занятости и социальной защите лишь при отсутствии возможности его трудоустройства.
Также назначение пенсии по возрасту досрочно является одной из гарантий для граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации.
– Предусмотрена ли пенсионным законодательством возможность увеличения пенсии в связи с ее неполучением?
– Да. Такая возможность предусмотрена законодательством (статья 23-1 Закона «О пенсионном обеспечении», Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 2012 г. №136) при обращении за пенсией по возрасту позднее достижения общеустановленного пенсионного возраста (или при отказе от получения уже назначенной пенсии по возрасту) при наличии стажа работы не менее 20/25 лет (соответственно у женщин и мужчин).
Выбор – получать пенсию в период работы или не получать, с тем, чтобы ее увеличить – за пенсионером.
– По достижению 50-летнего возраста назначена досрочная пенсия по возрасту как многодетной матери. Будет ли учтено время работы после назначения пенсии для её исчисления?
– Если в период работы пенсионер получал пенсию, то это время не будет учитываться в стаж для исчисления пенсии. Это правило закреплено в части 4 статьи 51 и статье 66 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Согласно данным нормам время работы после назначения пенсии по возрасту, в том числе досрочной (например, за работу с особыми условиями труда, многодетной матери, матери ребенка-инвалида и т.д.), засчитывается в стаж для исчисления размера пенсии, если пенсионер не получал пенсию в этот период.
– Можно ли подтвердить заработок за период работы до 1 января 2003 года, необходимый для назначения пенсии, если документы о заработке работодателем утеряны?
В соответствии с законодательством определение заработка для исчисления пенсии за периоды работы до 1 января 2003 года производится по справкам о заработке, выдаваемым работодателем на основании лицевых счетов и иных документов о начисленной и выплаченной работнику заработной плате. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или организацией, в которой находятся на хранении бухгалтерские документы.
При отсутствии возможности получения документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной заработной платы, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработной платы в конкретном периоде в определенном размере.
Решение суда об установлении факта получения гражданином заработка в определенном размере в конкретном периоде принимается для исчисления пенсии.
Подготовила Мария КУЗОВКИНА.
Фото Елены ТИМОФЕЕНКО

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 128 queries