Мы признали своё бессилие перед алкоголем, признали, что потеряли контроль над собой… Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения… Мы смиренно просим Бога исправить наши изъяны… Мы составили список людей, кому причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними… Мы продолжаем самоанализ, и когда совершаем ошибки, сразу признаём их… Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы стараемся донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах…
Вот уже полгода на базе отделения социальной адаптации и реабилитации ГУ «ВТЦСОН» работает группа анонимных алкоголиков. Программа, по которой работают в группе, называется «12 шагов» и включает в себя приведенные выше и другие принципы. Казалось бы, всего 12 шагов, но как трудно даются они человеку, попавшему в зависимость от алкоголя. Особенно первый шаг, когда нужно признать себя больным и открыто сказать: «Да, я – алкоголик, и мне очень нужна помощь.»
Безвыходных ситуаций не существует, скажет кто-то, может, более сильный или не столкнувшийся пока с настоящим испытанием. Другой же скептически, через силу, улыбнётся и задумается о своём, личном, наболевшем. В группе анонимных алкоголиков считают, что выход можно найти, но зачастую искать его нужно очень долго, пробираясь сквозь дебри сомнений и лабиринты пьяных рассуждений. О своём пути к исцелению рассказали те, кому общество в группе реально помогло избавиться от пагубной привычки, наладить отношения с родными и обществом, вернуть желание жить. Их имена вымышленные не потому, что люди стесняются или боятся снять маски, просто анонимность – основа их традиций, постоянно напоминающая о том, что главным являются принципы, а вовсе не личности. Возможно, истории потрясут кого-то, а кто-то брезгливо отложит газету, не дочитав ни одну из них. Но они не могут не тронуть людей, которые не понаслышке знают, что такое алкоголизм – свой, мужа, брата, сына, отца… Люди старались быть искренними как на исповеди, в чём-то их рассказы сбивчивы, но ни в коем случае непритворные и нелицемерные. Они обнажили свои души, не боясь открыть раны, которые только-только начали заживать. Кому-то эта горсть соли покажется невыносимой, а кому-то подарит надежду – побороть болезнь можно, но прежде нужно побороть тёмную сторону самого себя.
«В Новинках я понял, что идти дальше некуда»
Алексей:
– Группа анонимных алкоголиков дала мне то, чего крайне не хватало. А не хватало мне радости жизни. У меня есть своя теория о том, что каждый человек имеет некий предохранитель, который может однажды перегореть или выйти из строя. Этот предохранитель я и называю радостью жизни. По мере того, как я всё больше употреблял спиртное, это чувство постепенно уходило. Я помню, как выпивал в юности, молодости, как мне было здорово и весело. Но чем дальше, тем меньше радости приносил алкоголь. Я никогда не был душой компании, всегда чувствовал себя на отшибе, но алкоголь помогал мне с этим справляться …временно. Упадок духа пришёл вместе с конкретными похмельями. Но опять-таки алкоголь пока ещё помогал, и в то же время наметилась такая штука, как неадекватное поведение. Я считаю, это – первый признак алкоголизма, человек, который напивается до беспамятства – алкоголик. Я начал терять контроль, мне нужно было всё больше и больше спиртного. Естественно, это сказалось и на моей семье – я развёлся, и на жизни вообще – поменял не одно место работы, вся трудовая была исписана за очень короткий срок. Итак, доза увеличивалась, а радость уменьшалась. В 35 лет я понял, что у меня серьёзные проблемы, тогда же первый раз закодировался. Год не пил. Кодировался ещё раз и ещё, но каждый раз было всё хуже – радость жизни не возвращалась. В итоге я попал в Новинки, и вот там понял, что идти дальше некуда. С одной стороны, и жить уже не хочется, но с другой, в могилу ведь живым не полезешь, о самоубийстве я боялся думать, может, просто был слаб для такого шага. В Новинках я «подшился», но через пару месяцев поймал себя на мыслях о выпивке. Думал, может быть чуть-чуть выпью хорошего вина с вкусными конфетами… Но это был уже пройденный этап, такое было, что после нескольких дней употребления марочного, я покупал «чернила». И в этот момент мучительных раздумий мне попала в руки визитка группы анонимных алкоголиков. Здесь я почувствовал надежду на то, что смогу обрести утерянное. Радость жизни и смысл существования. Когда я прочитал программу, послушал ребят, понял, что у меня появился шанс. Как и медики, я считаю алкоголизм болезнью. Раньше я ходил в церковь и задавался вопросом – Бог помогает больным людям, но почему не мне? Наверное, мне просто нужно было честно признать свою болезнь, и церковь не могла мне в этом помочь. Если больной туберкулезом не признаёт болезнь и идёт работать в угольную шахту, разве ему поможет Господь? Ведь эта работа для него смертельна. Я смог признать свою проблему. Мой ум алкоголика слишком анархичен, у меня не было авторитетов, как большинство алкоголиков, я был хорошим артистом, примеряя на себя различные маски – рьяного работника, доброго семьянина, примерного прихожанина. Но у меня не было веры, не было авторитета. А теперь всё это появилось, как и моя радость жизни. И всё только благодаря группе анонимных алкоголиков.
«Клялась утром, что больше не буду, а вечером напивалась вновь»
Надежда:
– Это имя вымышленное не потому, что я чего-то боюсь – я уже давно ничего не боюсь вообще. Просто имя нарицательное, мне анонимные алкоголики подарили надежду. В предыдущей истории я услышала много похожего. Мне тоже сначала алкоголь приносил удовольствие, помогал общаться, дружить, влюбляться. Все свои комплексы я прятала за алкоголем. Потом спиртное стало приносить неприятности, а после вся моя жизнь стала сплошной проблемой. Конечно, я видела, что у меня есть проблема, но я была абсолютно уверена, что я справлюсь, что я управляю этой жизнью. В тот момент моей жизнью управлял алкоголь. Проснувшись утром, я шла на работу и обещала сама себе, что всё, сегодня пить не буду. Но я могла дотянуть до обеда,а потом бежала домой, где втихаря опохмелялась. В лучшем случае я могла доработать до 5 часов и уже по дороге домой заходила в магазин. Клялась утром, что больше не буду, а вечером напивалась вновь. Особенность моего женского алкоголизма в том, что выпивала я одна. Я стала прогуливать работу, меня периодически наказывали, потом прощали, потом снова наказывали, увольняли… Сошли на нет отношения с близкими, к счастью, они у меня самостоятельные люди. Конечно, они пытались меня воспитывать, воздействовать любыми способами. Типа того, что каждый день мне звонить и проверять. Меня, алкоголичку, развести на телефонный звонок? Я шла в магазин, покупала спиртное, ставила рядом, ждала девяти часов, когда мои родители уже отправляются спать, могла с ними поговорить, а потом с чистой совестью начинала пить. Время шло, а я всё отмахивалась, ай, как-нибудь всё само решится. Конечно, по настоянию родных испробовала некоторые способы, рекламировать их не буду, тем более, что эффекта они не возымели. Наверное, это к счастью. Потому что, придя в анонимные, я нашла путь духовный. Сейчас я не употребляю алкоголь вообще, хотя раньше пропивала всё, что зарабатывала. С зарплаты я покупала что-то необходимое, при этом могла обойти весь город, чтобы найти где-то носки на тысячу дешевле, остальные деньги уходили на выпивку. Сейчас я могу открыто сказать, что счастлива, я научилась веселиться, общаться, дружить без алкоголя. Вообще, трезвым оставаться нетрудно, когда у тебя всё хорошо. Бог провёл меня через тяжёлые испытания. Когда я в очередной раз потеряла работу и едва ли не собирала бутылки на улице, я поняла, что надо что-то делать. «Ай, само наладится» уже не прокатит. Так я попала в группу анонимных алкоголиков. Анонимные дали мне работу, анонимные дали мне друзей и подруг, анонимные дали мне радость жизнь, о которой говорил предыдущий человек. Мне сегодня хорошо, и я больше не хочу употреблять алкоголь, мне здорово без него. Я люблю себя, я трачу деньги на какие-то такие вещи, о которых раньше и не подозревала, я дарю себе маленькие женские радости – новую причёску, маникюр или обновку. Я живу.
«Какой я алкоголик, под забором не валяюсь же?»
Михаил:
– Когда пришёл на первую встречу в анонимные алкоголики, сразу признался, что просто не пить – для меня мало. У меня уже был опыт кодирования и подшивания, я мог год-два не пить, а потом уйти в запой. Ведь я думал, если не буду пить, всё наладится. Но становилось только хуже, когда я не пил, то был очень нервным и раздражительным, с женой дело дошло до развода. Да, я много пил, но всё хорохорился, мол, какой я алкоголик, под забором не валяюсь же. Но уже на первом собрании группы я признал свою зависимость и открыто сказал, что я – алкоголик. Пришло понимание. Раньше бывало, забухаю на неделю. Ну и что? Никто же не видит. Потом пробовал брать пример со знакомых, которые выпьют граммов сто-двести и говорят, всё,мне достаточно. У меня это не работало – не достаточно было и бутылки. В какой-нибудь компании я мог стиснуть зубы и выпить немного, но, придя домой, наверстывал упущенное. Я стал терять контроль, выпью чуть-чуть и не могу остановиться – надо пить, пить и пить… Группа помогла мне стать честным, я признал себя слабым и неспособным бороться с алкоголем. Постепенно пришло смирение, я научился себя контролировать, начала появляться духовность, теперь я хожу с женой в церковь, где нахожу духовное умиротворение. Знаете, как здорово выезжать с семьёй на природу и радоваться не предстоящей пьянке, а солнцу, погоде, свежему воздуху. Вот это ощущение ко мне вернулось. И семья заметила изменения во мне. Иногда,когда злюсь по какому-то поводу, даже говорят, мол, всё, пора тебе в группу сходить. Здесь я нахожу понимание и поддержку. А ведь алкоголика может вывести из себя любая мелочь. Например, моя жена держит трёх котов, казалось бы, ничего страшного в частном-то доме. Но иногда начинаю накручивать себя, снимаю в голове многосерийные фильмы, мол, вот я зарабатываю, а твои коты будут диваны да обои драть – и пошло-поехало цепляться одно к другому… И всё – мозг закипает. И я уже не могу быть трезвым, хочется выпить. Так не должно быть. У меня ведь две дочки подрастают, мне стыдно перед ними. Всегда было стыдно и, наверное, удобно прикрываться этим. В такие дни я попросту не появлялся дома, не хотел, чтобы дети видели меня пьяным. Я уходил из дома – к другим женщинам, друзьям, каким-то собутыльникам. Корчил из себя героя, мол, какой я благородный, дочкам на глаза не показываюсь пьяным. А на самом-то деле тряпкой я был… Мне так было удобно. Группа реально помогла мне разобраться в себе, наметить какие-то цели и расставить акценты. Здесь очень хорошая атмосфера. Мне помогли, и теперь уже я могу помощь какому-то новичку.
Это были истории людей, которые смогли побороть себя и отказаться от алкоголя. Они, не отводя взгляд, говорят: мы – алкоголики. Но они научились держать себя в руках и помогают совладать с собой другим. Группа работает каждый четверг в шесть вечера на базе отделения социальной адаптации и реабилитации (здание бывшего военкомата). Группа абсолютно анонимная. Здесь нет чужих, специалистов со стороны или врачей. Здесь только алкоголики. Но алкоголики честные, открытые, смелые, признавшие наконец свою слабость, готовые помочь. Они помогут или хотя бы попытаются помочь и вам, вашим родным или близким. Просто сделайте первый шаг, и остальные одиннадцать будет сделать легче. Подумайте, всего каких-то двенадцать шагов к двери, за которой начнётся иная жизнь.
Марина ПУЦЕЙКО


