Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

И стала родиной Дубровка

Пути Господни неисповедимы. Разве мог представить в своё время украинец Василий Лапта, что накрепко свяжет свою жизнь с Белоруссией – много лет проживёт и отработает в Минске, а выйдя на заслуженный отдых, уедет с супругой в маленькую деревеньку Дубровка на Вилейщине? Конечно ж, нет. Но за такой поворот судьбы Василий Никифорович и Галина Ивановна Лапта благодарны ей.

Сидим в чистеньком и уютном деревенском домике. Говорим о жизни; о них, без сожаления поменявших городской уклад на сельский; о прошлом и настоящем.
– Мы с супругой родились в Украине, – рассказывает хозяин. – Учились в школе, а уже потом, будучи женатым, я поступил в горнометаллургический институт. Учился на дневном отделении, а дома ждала жена с маленькой дочуркой. Нужно отметить, что учеба давалась легко, потому-то и получал студентом Ленинскую стипендию. Закончил учебное заведение с красным дипломом, получил специальность электромеханика и из нескольких мест, которые мне как отличнику предлагались, выбрал Минский завод Вавилова. Так мы оказались в белорусской столице. Шёл 1964 год.
Прошло время, семья Лапта основательно обустроилась в Минске. Высококлассными специалистами зарекомендовали себя на работе и Василий Никифорович, и Галина Ивановна. Здесь выросли и получили образование их дети, родились внуки.
–В то время наше предприятие шефствовало над здешним сельскохозяйственным, – продолжил рассказ Василий Никифорович. – Мы, горожане, приезжали и помогали сельчанам в заготовке кормов, уборке урожая. На протяжении восьми лет я приезжал так в Дубровку и за это время, что называется, душой прикипел к здешним местам. Такая красота вокруг, такой воздух чистый! А лес, грибы, ягоды… Да и с сельчанами за это время познакомился и подружился.
Так и появилось желание переехать в Дубровку на постоянное место жительства. Поделился с женой – и Галина Ивановна поддержала. Доработали они до пенсии и засобирались в деревню. Здесь приобрели жильё – здание уже неработающей школы, которое Василий Никифорович обустроил своими руками: и печку поставил самостоятельно, и окна – двери смастерил, и вагонкой внутри отделал. А коль стали они сельчанами, то и жить начали по-деревенски: держали корову (даже не одну), свиней, овец, кур да гусей. Выращивали картошку (в иные годы по сорок соток её засевали), другие овощи. С улыбкой вспомнил Василий Никифорович, как непросто было им, горожанам, постигать азы сельского труда.
– Даже топор поначалу не умел заточить, – самокритично поделился он. – Но ничего, при желании всему научишься. Вот и я через некоторое время уже умел и лошадь запрячь, и пахать, и косить, и корову доить. А как же иначе на селе!?
– Да и стыдновато было бы перед людьми прослыть лентяями, – добавила Галина Ивановна. – Учились все делать и от людей, и из книжек. Ухаживать за коровами, например, больше всего научила специальная литература, потому что неудобно было с каждой мелочью соседей беспокоить. Они и так нас приняли со всей душой…
Приняли и по достоинству оценили и их трудолюбие, и открытость, и неравнодушие, и порядочность. Вскоре Василия Никифоровича избрали деревенским старостой, местным депутатом. Значит, поверили и приняли. Вот и теперь, хоть уже и деревенька совсем не та, какой была десяток лет назад, Василий Никифорович живёт её заботами.
– С дровами проблем нет, потому что участок Вилейского филиала ГП «Миноблтопливо» недалеко, в Жарах, – делится мой собеседник. – И с продуктами все нормально: несколько машин их привозят – только покупай. Снег зимой тоже чистят регулярно.
Тревожит моих собеседников, что обезлюдела их деревенька. Когда-то, вспоминают, каждое утро выгоняли на пастбище стадо из 38 коров. Сегодня же рогулек держат только двое хозяев. Вот и сами они уже не в силах иметь эту кормилицу в хозяйстве – как-никак хозяину уже исполнилось 78. Хватит, поработал за свою жизнь основательно.
– Признаюсь честно, что никогда я столько не трудился, как сейчас, в деревне, – откровенно поделился Василий Никифорович. – Но нисколечко об этом не жалею и уверен, что жизнь в деревне, на природе, дает столько эмоций и сил! Летом косишь на лугу, солнышко только-только встает, на траве блестит роса, чирикают птицы, пахнут полевые цветы… Красота! Ни с каким заморским отдыхом не сравнишь!
Воспоминание об ушедшем лете у Василия Никифоровича особое – в июле осуществилась его давняя мечта побывать в местах, где в годы военного лихолетья принял героическую смерть его отец.
– Помню из детства: после Сталинградской битвы мы получили письмо от отца, в котором он написал, что жив-здоров, – рассказывает мой собеседник. – Ещё написал, что их ждут другие бои. Как мы знаем из истории, следующей значимой битвой стала Курская дуга… Здесь и погиб отец. Помню, нам прислали извещение, где было написано, что он встретил смерть в селе Михайловка Курской области. Этим летом мы с зятем поехали, чтобы побывать в тех местах. К слову, не просто так поехали, а по приглашению в связи с 70-летием со дня битвы на Курской дуге. Как радушно, как самых близких и дорогих людей встретили нас россияне! Это незабываемо. Но главное, что я побывал на месте гибели отца (а это, как выяснилось, не Михайловка, а село Беловское Белгородской области), постоял у Братской могилы, где захоронено 970 наших солдат – их фамилии, среди которых и наша, навсегда высечены для потомков.
Удивительно сложилась судьба Василия Лапты. Украинец по национальности, он реализовался как человек и профессионал в Беларуси, где спокойно и счастливо живёт его семья; и не отделяет себя от России, где пал смертью храбрых его отец. Вот и получается, что понятие «Родина» для него огромно.
На столе, за которым сидим, вижу книгу Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Это удивительно правдивое, неприукрашенное повествование о Великой Отечественной войне. И Василий Никифорович, и Галина Ивановна прочитали это произведение с особым чувством – как дети войны, родители из которых не вернулись домой. Жизнь и судьба. У каждого поколения, у каждого человека они свои. Но есть одно, объединяющее всех и вся во все времена – всегда, несмотря ни на что, надо быть человеком. Вот так просто и, вместе с тем, сложно.
Ирина БУДЬКО.
На снимке: житель деревни Дубровка Василий Лапта.
Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 169 queries